Сборник "Соль, часть 2" ***
Второй выпуск проекта, в котором любимцы "Нашего радио" поют народные песни, оказался удачнее первого. Тогда (см. МУЗЫКА от 05.04.10) вашего рецензента, помнится, задело несоответствие пиаровского пафоса реальному результату. На словах вдохновители проекта ратовали за возрождение "наших музыкальных традиций" - на деле большинство участников возрождали эти традиции не намного удачнее, чем перебравшая компания, за столом запевшая "Ой, мороз, мороз". Ко второму диску патетический накал ослабел, поэтому подборка получилась куда более интересной.
"Смысловые галлюцинации" спели "Разлуку". Признаться, слушая "Разлуку" в исполнении "Наутилуса Помпилиуса" на их знаменитом одноименном магнитоальбоме, я не понимал, в чем там прикол, зачем урал-рокерам понадобилось истошное исполнение народной песни. Но теперь "Глюки", из всех екатеринбургских музыкантов наиболее ментально близкие эстетике "Нау", изящно зарифмовали ту "Разлуку" со своей. Правда, получилось чуть менее обаятельно, чем у молодого Бутусова, да и для истошности у Сергея Бобунца, похоже, не было экономических оснований. "Кирпичам" досталась "Дорогой длинною". Распевный фолк в исполнении рэперов сам по себе звучал бы любопытно, но Вася Васин дополнил "хит" речитативом собственного сочинения: "Уйди, старуха, от меня, не видишь, я в печали. Вернуть бы времена, когда на тройке мчали. Купцы, поэты пьяные мочили пляску буйную, дорогой это длинною, да ночкой этой лунною". Исполнителя "Из-за острова на стрежень…" я сразу и не узнал, ибо Максим Леонидов подошел к песне с несвойственным его собственным произведениям вокальным энтузиазмом. Распевности захотелось, и, как ни странно, у экс-лидера группы "Секрет" это получилось без кабацких интонаций. "Коробейники" вышли довольно зловещими благодаря особенностям голоса Михаила Горшенева из "Короля и шута". "Знаки" позвали на запись "Я на горку шла" дочку солиста Александру Юзленко — свежий девичий вокал заметно оживил песню. "Старый приятель" спел "Тонкую рябину" со всей возможной аутентичностью, вложив в исполнение минимум кривляния, зато максимум старания и тех эмоций, которые положено испытывать при пении этой песни. "Чаче" Иванову достался "Ой, мороз, мороз" - интересно, что его резкий вокал звучит здесь нежнее, чем музыкальное сопровождение. "Дубинушку" исполняет группа "Декабрь", однако слушателю будет нелегко избавиться от ощущения, что это Николай Расторгуев и группа "Любэ". "Ямщик" стал для Алексея Кортнева очередным полигоном для испытания своих актерских способностей — местами он даже переигрывает. Любопытно послушать, как Хелависа, тяготеющая к европейскому фолку, сделала "Окрасился месяц багрянцем", и как Animal Jazz добавил нойза в "Ой, ты, степь широкая". Кроме того, трек-лист включает номера таких любителей народных музык, как "Вопли Видоплясова", "Начало века", "Ива-Нова", "Тролль гнет ель" и др. Словом, занятный сборник.
Как и в прошлый раз, издание включает DVD. В первом выпуске музыканты размышляли о важности проекта "Соль", но теперь составители повторяться не захотели и, чтобы добро не пропадало, просто разместили на диске сборник видеоинтервью для программы "Нашего радио" "Гримерка". Эти сюжеты можно было увидеть на сайте nashe.ru, а теперь поклонники могут посмотреть их и на DVD. Большинство интервью мало того, что не имеют никакого отношения к "Соли", так еще и безнадежно устарели — герои размышляют там о подготовке к апрельским концертам или 65-летии Победы. Так что предназначена эта подборка действительно только для фанатов — к обеду остальных эта ложка опоздала.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia