Боно: "Когда-то мы были молодыми и бедными. Нет, правда"
"Когда-то мы были молодыми и бедными. Нет, правда. У нас даже денег на билет на автобус не хватало. Адам вот обычно ездил на них бесплатно. А когда кондуктор пытался его оштрафовать, говорил с этим своим, знаете, акцентом: "Могу ли я вам выписать чек?"
(О СВОИХ ПЕСНЯХ)
"Когда я слышу песню U2, я обычно вздрагиваю. Начинаю морщиться — либо из-за каких-то строчек, которые мне кажутся недописанными, либо из-за того, что мне не нравится вокал. Худшее, что может случиться с группой, — это когда она становится очень хорошей. Когда ты дерьмо, ты всегда крут — ну или по крайней мере тебе так кажется. А когда ты очень хорош, ты начинаешь чувствовать, что тебе чего-то не хватает".
(О ГЛАВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ НЕУДАЧЕ)
"Знаете, какой самый унизительный для меня момент во всей дискографии U2? "Where The Streets Have No Name". Без шуток. Сначала Эдж придумал эту изумительную музыку, с темпом 120 ударов в минуту. У меня были какие-то идеи по поводу текста. Было лето 1985 года, я жил в палатке в северной Эфиопии, черкал чего-то в блокноте — ну и записал, в частности, те самые первые строчки: "Я хочу сбежать, я хочу спрятаться, я хочу разрушить стены, что держат меня изнутри". Честно говоря, они мне казались полной глупостью, но когда мы на¬чали записываться, Ино и Лануа заявили, что ничего прекраснее быть не может. Я говорю: "Парни, да это только наброски, я лучше могу". Но Ино ведь такой, он весь про то, чтоб текущий момент поймать. Так что все так и осталось. И те¬перь я вынужден петь эти слова всю жизнь. И это наша самая успешная песня. На самом деле вот это противоречие, по-моему, и объясняет, как устроены U2".
(О СКАЧИВАНИИ МУЗЫКИ)
"Раньше покупка альбома была частью переживания музыки. Когда я жил в Бал¬лимуне (район Дублина. — Прим. ред.), до школы мне нужно было добираться двумя автобусами. Первый высаживал меня на Мальборо-стрит — и я до сих пор отлично помню стоявший там магазин Golden Discs. А еще помню, как ходил в "Музыкальный подвальчик Пэта Игана" — такой клевый магазин в подземелье с ультрафиолетовой подсветкой. А теперь CD умирают, а заменяют их скачивания — что, как по мне, не очень хорошо. Мы бы хотели это изменить. Поэтому, даже если люди воспринимают нас в цифровом формате, у нас есть чем их удивить — целая куча разных дополнительных материалов, которые можно просматривать на экране, пока играет музыка. Мне самому эта идея пришла, когда я как-то раз слушал свой айпод, подключив его к телевизору. Экран был пуст — и я подумал, что было бы логично заполнить его всякими штуками, имеющими отношение к музыке".
(О ПОЭТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ)
"У меня есть только один поэтический прием — врубаться посреди разговора. Все лучшие песни U2 начинаются в разгаре действия — это как смотреть фильм с середины. И этот разговор, о котором я сказал, он может быть с любимой, или с другом, или с "Божественной комедией". Этот мой прием очень подходит группе, потому что они могут импровизировать вокруг него. Когда я пишу песню, я стараюсь освободиться от всей этой умственной суеты, я не думаю о формальностях. То, как мы переживаем музыку, за пределами нашего понимания — все это происходит помимо сознания, где-то в другой части нас".
(ОБ ОШИБКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ)
"Музыкальная индустрия допустила много тактических ошибок. Я никогда не выступал на эту тему — просто потому что я и так слишком много и громко ору по другим поводам. Мне казалось, что более молодые группы должны были вступить в битву против нелегальных скачиваний, но они по глупости решили, что это немодно. Типа: "Да, чуваки, музыка для всех, она должна быть бесплатной". Ну вот они все и валятся, как лемминги с обрыва".
(ОБ ЭДЖЕ)
"Эдж — самый влиятельный музыкант из всех, кого я могу вспомнить за последние 25 лет. Включите радио — и вы услышите его влияние в каждой второй песне. Но почему-то мало кто это признает".
(О ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ)
"Некоторые наши песни — просто набор гласных. "Pride", допустим. Ну да, я нашел для нее правильное место и правильного персонажа, но вообще-то, если честно, это просто гласные. Неслучайно, кстати, что язык оперы — италь¬янский: он же весь из гласных состоит. С другой стороны, если говорить о со¬гласных — именно благодаря им немецкий рэп такой крутой. Но, конечно, ¬существуют и люди, которые умеют петь так, что согласные превращаются в гласные. Моррисси, например".
(ОБ УДАЧЕ И ВЕРЕ)
"Я никогда не думаю об удаче. U2 всегда были о вере — вере в себя, вере во Всевышнего, вере друг в друга, в конце концов. Я вообще из тех, кто добровольно становится под стрелой. В гостинице я первым делом ищу 13-й этаж".
(О НЕЗАМЕТНОСТИ)
"Помню, мы как-то снимались для обложки Time, и наш американский пресс-атташе сказал: "Ребят, для информации: существует еще миллиард китайцев, которые не в курсе, кто вы такие". Ну, я думаю, сейчас это уже не совсем правда — мне говорили, что наша музыка туда добралась. Но на самом деле хорошо быть незаметным. Это одна из причин, по которой мне нравится работать в Африке: там никто не знает, кто я такой. В лучшем случае люди думают, что я какой-то подручный Боба Гелдофа".
(О ХОРОШИХ ГРУППАХ)
"Чтобы по-настоящему наслаждаться музыкой, ты должен уметь подавить свое недоверие. В этом наша проблема с журналистами — они не готовы полностью отдаться нам. Мы уже долго мусолим всем глаза, некоторые считают, что это вообще противозаконно — быть большой группой. Одна из причин, по которой журнал Q стал таким популярным, состоит в том, что он был первым британским изданием, которое заявило: "Мы ставим на обложки группы, о которых на следующей неделе никто не вспомнит, мы воспеваем людей, которых не считаем такими уж талантливыми. Хватит этого дерьма". На самом деле на свете не так уж много хорошей музыки. Не надо думать, что каждый год появляется 10 новых отличных групп. Чушь собачья. Отличная группа появляется раз в десятилетие. Ну раз в три года, если повезет. Бывает, конечно, как сейчас, когда разом возникли и Killers, и Kings Of Leon, и Interpol, и Coldplay стали сверхуспешной группой. Но такое случается редко. А обычно мы начинаем играть в какие-то дурацкие игры. "Ты слышал группу "Столик с 4 ножками"? Они потрясающие, ты что, не в курсе? А, ты U2 слушаешь… Не, я люблю "Столик с 4 ножками" — слышал их песню "Ручка"? А "Стакан воды"? О, они такие крутые!" Вранье все это. Много групп, в которых хороший вокалист, но плохая музыка, много групп, у которых хорошие мелодии, но плохие тексты, а все яйца оказываются в одной корзине крайне редко".
(О МУРАШКАХ)
"Я знаю, что когда U2 выходят на сцену, даже у тех, кто нас терпеть не мо¬жет, захватывает дух и мурашки бегут по коже. Но я вам вот что скажу: с нами происходит ровно то же самое. И я до сих пор не знаю, как это объяснить".
(О МУЗЫКЕ, СФОРМИРОВАВШЕЙ СОЗНАНИЕ)
"Странно осознавать, что все те люди, которые изобрели XXI век, — Стив Джобс, Пол Аллен, Билл Гейтс — все они выросли на рок-н-ролле. Эта музыка сформировала их сознание. Когда ты загружаешь Windows, довольно трудно думать о том, что чувак, который это придумал, целыми днями слушал Джими Хендрикса. Я всегда поражаюсь тому, что музыка настольно влиятельна. Ну и кстати — по их продукции этого не скажешь, но они очень легко расстаются с деньгами. В них есть идеализм — и, мне кажется, воспитан он именно музыкой".
("Афиша", 23.08.10)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)