Юрий Шевчук: "Я четыре войны прошел, а эти козлы, прости господи, назвали меня мародером"
"Через Брайана Ино, отца мировой психоделики, и Артемия Троицкого. U2 послушали нашу музыку, им понравился наш альбом "Пропавший без вести". Боно говорит: "У тебя там народное что-то, фольк, круто". Я ему — хорошо, мол. Хорошие ребята, нет никакого "звездизма". Среди них нет таких фраеров, которые тащатся от своей звездности, ходят беременные любовью к себе к самим. Боно — он гражданин — он тащит много фондов, и его концерт, он дал согласие на выступление в Москве, потому что в его я фонд немало денег влил. Он очень такой пытливый, все слушает, всем интересуется. С ним мы говорили о музыке очень много, он рассказывал, над чем работает U2, они тоже ищут новый саунд. Боно сказал: "Я послушал старое "ДДТ", 80-х годов. Разница огромна". Мне приятно. Ребята действуют очень искренне. Вроде бы, зачем им это надо — ходили бы на яхте туда-сюда. Нет, это как раз ирландцы, и таких музыкантов немало".
(О НАПАДКАХ НА НЕГО В ИНТЕРНЕТЕ)
"Мне звонили эти "наши — ваши". Я им говорю: "Я не запрещаю вам делать ваши демонстрации. Совершенно не запрещаю. Ходите с флагами, сейте доброе, вечное. У нас демократия, блин. А почему вас так трясет, когда мы какие-то акции проводим?" Мы не ищем врагов, мы ищем сторонников. Они ищут врагов. И на чьей стороне зло, а на чьей добро? У них же постоянный поиск врагов, это 37-39 годы. Это старые песни, марши, от которых уже страна устала. Они цепляются за прошлое. Я за любой спор, за любую полемику. В обществе у нас полемика началась, в Москве, в Питере, народ на кухнях. Люди спорят, куда мы идем, как мы живем. Это хорошо. Я за то, чтобы каждый в нашей стране имел право голоса. Я за полемику. Когда идут переговоры — нет войны. Как только переговоры кончились — начинается война. Конец войны в переговорах. Я другого выхода не вижу из войны, которая в мозгах и душах. Все мы на войне находимся. Я четыре войны прошел. А эти козлы, прости господи, меня назвали мародером. Их не было в Грозном в 95-м году, когда я там оплакивал этих бойцов и капитана Марковца. Нам нужно выходить из этой войны. Вот идете по улице, навстречу человек. Любой прохожий вечером. А в глазах у него измена, он не улыбается, насторожен, ждет от вас "подлянки". До чего мы дожили? Где любовь? Почему нет полемики? Давайте на уровне идеи разговаривать. Народ у нас не дурак, он выберет, что ему надо".
(О ПРОБЛЕМАХ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ)
"Мы все граждане России. Есть общие проблемы, стоящие перед всеми нами. Проблемы свободы, проблемы неравенства, проблемы коррупции, проблемы деспотизма бюрократии. Проблемы расслоения общества. У нас сейчас какое-то средневековье, когда есть сословие князей-бояр, которые с мигалками в башке, как я говорил. И есть тягловый народ. И все. Милиции дают мелкую зарплату. И получается какая-то Киевская Русь, ты зарабатываешь деньги, снимая дань с участка, на который тебя поставили. А это не правильно. А между людьми пропасть, и она растет. А как эту пропасть завалить любовью? Как? Я не знаю. Но нужно что-то делать. Идет разрыв страны, я это чувствую как художник. А новой революции не хочется. Потому что при революции маргиналы, как в Бишкеке, будут громить магазины, грабить и убивать".
(ГДЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО ПИШУТСЯ ПЕСНИ)
"Пишется лучше всего в России. У меня недавно был спор с одним космополитом. Есть люди, которые родиной считают весь земной шар. Я же родиной считаю Россию. Он мне говорит: "Ну, в Европе кусты такие же, как в твоей Башкирии или в Питере". Я ему — кусты такие же, но они говорят, как тот библейский куст. Патриотизм, любовь к родине — трудно объяснить. Что такое патриотизм? Это твой двор, твоя квартира. Начинать нужно с себя. Легче пишется там, где суеты нет. В творчестве важно погружение. А когда у тебя звонит "мобила" с утра до ночи, то ничего не напишешь. У тебя не будет времени осмыслить все, чтобы потом не смешить людей своим творчеством".
(ОБ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ СИЛЕ РОК-Н-РОЛЛА)
"Рок-музыка в 85-м году носила объединяющий характер, был силен дух, большие интеллектуальные силы пришли в музыку. Физики, лирики, архитекторы, художники. Уровень интеллектуальный в Ленинградском рок-клубе был очень высоким. С БГ говорили о Тагоре, с Сашей Башлачевым о Бродском, с Цоем о Мандельштаме. Сейчас же в рок-музыку идут музыканты, ремесленники. Интеллектуальная публика, конечно, есть, но куда больше музыкантов-профессионалов. Рок-музыка стала ремеслом. У молодых групп есть минус — это тексты, с ними очень слабо, но не у всех, конечно. Музыка перестала быть объединяющим началом. Стало много направлений. Это где-то даже хорошо. Даже русский рэп от рока что-то взял".
(О ЗАДЕРЖАНИИ НОЙЗА МС)
"Мы все в свое время сидели в милиции. И я сидел, как видите, живой. И он живой. Это опыт. Нойз хорошо складывает. Мне очень понравилась его харизма, "нервяк". Мне не очень нравится гангста-рэп, он похож на русский шансон, только под другие барабаны. У Нойза же есть интеллект, культура. Он молодец".
(ЖДАТЬ ЛИ НАМ ГОНЕНИЙ НА МУЗЫКАНТОВ)
"По моему ощущению, в стране сейчас шатание. Люди ничего не хотят нового, светлого. Сейчас много реакции на местах. Начинают душить на местах. Мне много звонят, жалуются, что закрывают фестивали, молодежные клубы, объединения. Но это не политика Кремля, я вас уверяю. Это какие-то местные начальники, чтобы не "вякало", чтобы был один монолит под названием электорат. Любая власть этого желает. Что нужно начальнику — чтобы все его слушалось, и чтобы все управлялось. Это естественное выживание системы. Это были тысячи лет — любой начальник дерется за свою пальму, чтобы по мановению его пальца все исполнялось. Это нормально. А народ? За всю историю человечества ни один царь, император, президент ничего не дал народу хоть что-то просто так. Народ всегда выгрызал и вырубал это у власти. Это законы истории. Законы человеческого общества. И пока мы будем сидеть тихо и молчать, нас будут резать, будут резать наши права и свободы. Нам нужно выходить, нам нужно что-то делать, отстаивать свои права. Это и называется гражданское общество".
(О ФУТБОЛЕ)
"О футболе хорошо сказал Жванецкий: что такое футбол наш? Это когда сто миллионов небогатых смотрят, как катают мяч одиннадцать миллиардеров. К футболу я хорошо отношусь, в него я сам люблю играть. Спортом нужно заниматься самим. Чего сидеть пиво дуть, живот растить. Хотя некоторым нравится. Футбол, хоккей - это деньги большие, огромный бизнес. Это уже шоу такое, как древний Рим, гладиаторские бои. Там все покупается продается. Огромные финансовые потоки. Этот мировой футбол я бы уже спортом бы не назвал. Футбол - это когда мы во дворе гоняли мяч, играли в хоккей. В стране нужно спорт развивать".
(О ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЕ В СОЧИ)
"Я до сих пор не понимаю, почему эта зимняя олимпиада в Сочи? Почему бы ее в Красноярске не сделать? Здесь же зима! Здесь же горы! Почему нас, народ, не спросили? Если бы была возможность проголосовать — я бы за Красноярск сто процентов проголосовал. Вы представляете, как бы развился регион? Зачем в Сочи зимняя олимпиада? Я не понимаю. А вот в Красноярске олимпиада зимняя мировая — тут бы такое было, караул! Но нас не спросили опять".
("Комсомольская правда", 06.09.10)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)