"Король и шут" - "Театр Демона" ****
История этого альбома началась с того, что группа "Король и шут", подуставшая от постоянного утяжеления собственной музыки, решила проехаться по стране с акустической программой и засела за "облегченные" аранжировки своих композиций. В процессе работы у них "поперли" совершенно новые вещи, которые тоже было решено сделать в акустике. Музыканты увлеклись и выдали в конечном итоге концептуальный диск, сохранивший, несмотря на обилие струнных, фирменный "кишовский" драйв и интересные текстовые истории, но получивший неожиданный налет декаданса. Оформление пластинки стилизовано под 20-е годы прошлого века, а в биографических справках участников группы, на удивление ладно смотрящихся в нэпманских костюмах, год рождения каждого указан на 100 лет раньше реального. Сами справки тоже вымышленные, например: "До революции получал достаток на закабалении односельчан". Этот же флер ощущается и в музыке: если песни вроде "Мадам Жоржетт" содержат прямые отсылки к постреволюционным временам, то других персонажей — циркачей, бунтарей и актеров — тоже несложно представить в подобном антураже. Исключение составляет Энди Кауфман из одноименной композиции: впрочем, концепции альбома это произведение нисколько не противоречит.
Что касается энергетики, то за нее отвечают бодрые голоса солистов — уверенный Андрея Князева и надрывный Михаила Горшенева — и изобретательное использование акустических инструментов: гитары, скрипки, мандолины, перкуссии устраивают вполне зажигательную карусель, при этом не заглушая вокал. В "анплагде" сложно скрыть за музыкальным сопровождением дефицит мелодических и поэтических идей — поэтому к данным компонентам "Король и шут" подошли крайне ответственно. Сохранив свои привычные наработки, группа сумела в этом альбоме расширить стилистический диапазон.
Песни "Киногерой", "Фокусник" и "Король вечного сна" - это, пожалуй, в чем-то сиквелы старых хитов, сделанные по уже известным лекалам, но с другими аранжировками. "Фокусник" выбран для ротаций — что ж, одновременно со знакомыми приемами слушатели получают необычное для "Короля и шута" музыкальное сопровождение. В "Танце злобного гения" вступление на мандолине и запоминающийся припев. В "Мадам Жоржетт" вообще сложно признать песню Горшка и Князя: под потрясающей красоты партию акустической гитары Михаил небезуспешно пробует себя в роли исполнителя романсов, только в припеве сбиваясь на нарочито нервный вокал. Финальные две с лишним минуты композиции представляют собой замечательный инструментал, в котором только плачущая скрипка выдает стилизацию под музыку 90-летней давности. В песне "Бунтарь" Андрей Князев расщедрился аж на три мелодии, две из которых очень хороши. Быстрый боевик "Бал лицемеров" явно великолепно смотрелся бы в жесткой электрической аранжировке, но и с беснующимися скрипками получилось очень даже неплохо. А в последнем треке "Защитники" Михаил Горшенев умудрился одновременно проявить себя и мелодистом-лириком, и — в припевах — мелодистом хард-рокового толка.
После альбома "Тень клоуна" мне казалось, что "Король и шут" уперлись в творческий потолок и слишком увлеклись постоянной эксплуатацией одной и той же заезженной темы. Что ж, музыканты с подкупающим азартом набросились на решение новой творческой задачи, и их акустический диск совершенно развеял печальные прогнозы рецензента.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia