Александр "Чача" Иванов: "Шевчук не сделал ничего такого, над чем можно было бы смеяться, издеваться и ерничать"
"Сегодня музыкант - это, наверное, еще и шоумен, потому что, к сожалению, мы находимся в такой стадии развития общества, когда музыка как искусство в чистом виде уже не интересует народ, она интересна в привязке к персоналии — к какому-то устоявшемуся бренду или лицу. Есть очень много молодых талантливых музыкантов, художников, которые никому не известны, потому что вокруг их имен нет необходимой шумихи, а если ее нет, то нет и внимания к их творчеству.
В этом смысле все так называемые публичные люди (я говорю не только о музыкантах) работают в очень странной сфере - это уже не искусство в чистом виде, но и не то чтобы сплошной пиар, это некая компиляция между одним и другим. Надо сказать, это довольно скотская работа. Если долго в этом работаешь, понимаешь весь цинизм этого бизнеса, понимаешь, как легко все считается, насколько все прагматично, здесь нет места не то что романтическим порывам, но и даже просто творческой жизни.
Работа скотская, и правила игры в ней достаточно жесткие и неприятные. И для себя я понял следующее — если уж у меня такая работа, то я хотя бы постараюсь использовать ее во благо. В своем творчестве я поднимаю социально значимые вопросы, связанные с гражданскими правами, так как считаю это своего рода моральным оправданием того, чем я занимаюсь. Если в сложившихся условиях музыка не несет никакого социального месседжа - это преступление. Наша страна сейчас в крайне тяжелом положении, может быть, я немного сгущаю краски, но, мне кажется, мы стоим на пороге каких-то серьезных изменений, и не говорить об этом, я считаю, невозможно. Поэтому хорошо, что такой тренд появился, и мы из бездушного и бездуховного гламура переходим в тренд социально активных творческих людей. Это в целом здоровое стремление, хотя, на самом деле, это не более чем очередная модная тенденция. Я думаю, что общество таким образом развивается - нулевые прошли под знаком равнодушия всех ко всему, когда считалось, что надо просто быть богатым и крутым, и это уже круто, потреблять как можно больше, но это может позволить себе очень небольшой процент населения, остальные вынуждены симулировать этот шик. Мы сейчас находимся в точке, когда общество устало от этой симуляции, на нее больше нет средств. Плюс ко всему кризис, который произошел, уже не позволяет людям исповедовать свою старую гламурную религию, на смену которой естественным образом приходят социально значимые заявления, люди начинают понимать, что действительно происходит вокруг".
(О ЕГОРЕ ЛЕТОВЕ)
"Мое отношение к Летову менялось не один раз за его долгую творческую карьеру — от восторженного восприятия до крайне негативных оценок. Он ведь тоже очень неоднозначный человек. Нельзя сказать, что он всегда был против — когда-то он был против компартии, а потом с этой компартией дружил против ельцинской власти. Я просто хочу сказать, что он однозначно один из самых трагических персонажей русской музыкальной культуры. Он точно повлиял на огромное количество людей, он точно придумал классный маркетинговый ход, причем одним из первых - он, всячески избегая открытости, не давал публичных интервью, отказывался от выступлений на телевидении и радио, при этом, в отличие от всех остальных, кто пытался вести себя так же и кому сказали: "Ах, не хотите? Да вы здесь завтра выстроитесь в очередь к нам! Не хотят они!" - он сумел на самом деле сказать "я не хочу", и за ним все-таки бегали журналисты. В этом смысле, он, мне кажется, серьезно победил систему, оставаясь анархистом и не предавая своих убеждений.
Еще он, без всякого сомнения, является примером для музыкантов многих поколений, он как раз такой негосударственный пример. Представить, чтобы он пел в Кремле на елках, просто невозможно. Что можно еще сказать? Вечная ему память, пусть земля ему будет пухом".
(О РОКЕ)
"Мне кажется, что рок возник как жанр протестный и критический к реальности и власти как к ее самому главному выразителю. Кто определяет нашу реальность, то, в какой стране мы живем, какие правила здесь действуют? В первую очередь, власть. И рок изначально так и возник — как некая реакция самой радикально настроенной публики. Рок как социокультурный феномен предполагает некий протест, и под ручку с властью ходить ему, мне кажется, не свойственно. Да, понятно, что может быть как угодно, но это как-то против самой идеи рока, как мне кажется. Я не согласен, что музыка отдельно, а общественно-политическая жизнь отдельно. Если слушают твое творчество, то значит, песни ты сочиняешь хорошие, а если ты потом идешь на сговор с какими-то силами — это что, другой ты, да? Я не согласен с такой позицией. Все-таки человек должен стремиться к некой цельности".
(МОГУТ ЛИ МУЗЫКАНТЫ ВЛИЯТЬ НА ПОЛИТИКУ)
"Я думаю, что от музыкантов реально что-то зависит, и я надеюсь (причем, я не жду и не пытаюсь накликать революцию), что система может быть реформирована. И чем больше людей будет думать о возможности реформ, о возможности изменения жизни к лучшему, тем это лучше и правильнее. Конечно, об этом стоит говорить в творчестве, потому что многие люди слушают музыку, кто-то из них может на это реагировать. А какие есть другие легальные возможности для донесения информации? Она может быть донесена только теми, кому люди доверяют. Просто нравоучения и морализаторство в чистом виде не работают, нужны люди, которых слышат потенциальные потребители".
(О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ)
"О национальной идее многие рассуждали, была даже попытка сформулировать ее на государственном уровне, и, как мне кажется, это ни к чему убедительному не привело.
Но лучше всех сформулировал национальную идею Александр Дугин — в его формулировке, национальная идея в России — это воровство. Воровство - это универсальный способ жизни, который очень понятен всем здесь живущим, занимающимся либо физическим, либо интеллектуальным трудом. Если у человека рабочей профессии есть возможность украсть что-нибудь на заводе, то у интеллектуальной элиты, творческой интеллигенции есть возможность распилить бюджет. Воровство - это некий способ жизни, который абсолютно доступен и понятен всем, просто он не признан официально. Ведь нельзя же во главу угла в цивилизованном государстве ставить воровство".
(БУДЕТ ЛИ МЕДВЕДЕВ КОНКУРИРОВАТЬ С ПУТИНЫМ)
"Да, похоже, что будет. Значит, нам предлагают такую схему — либеральная или силовая башня, и, на самом деле, если вдуматься, как Медведев обошелся с Лужковым, непонятно, кто из них либеральная, а кто силовая. Виктор Пелевин в своих романах, описывая ситуацию в стране, говорит, что принципиальной разницы между этими силовой и либеральной башнями нет, есть только разница в деталях, а фундаментально это одна и та же группа.
Мне кажется, нас ждут очень сложные перспективы. В целом, общество все равно должно будет поделиться по такому принципу — либо помягче, либо пожестче, как это сделано в Америке - есть демократы, которые помягче, а есть республиканцы, которые пожестче. Если мы идем в этом направлении, может быть, это все равно лучше, чем "единый центр по управлению полетами". Но неизвестно, насколько он един, и насколько вообще возможен такой сценарий. Все-таки и Путин, и Медведев говорили о том, что не допустят сумятицы в умах. Из этого следовало, что они не будут друг с другом конкурировать, потому что они одного дерева яблочки".
(О "ХИМКИНСКОМ ЛЕСЕ" СЕРГЕЯ ШНУРОВА)
"На самом деле, история с песней "Химкинский лес" очень странная. Какая мотивация у Сергея, я, честно говоря, не знаю. Сейчас он говорит о том, что просто посмотрел на эту ситуацию с другой стороны - все склонны возвеличивать людей, которые поднимают граждански значимые вопросы, приводят таких людей в качестве хорошего примера, а он показал другую сторону медали, что это тоже своего рода бизнес. Я не знаю, какова его мотивация. Он скандальный художник, он тоже чувствует время, видит, что происходит, пытается об этом говорить, и на протяжении долгого времени у него это получается. Просто мои симпатии на стороне людей, которые говорят о гражданских правах. Хотя у Шнурова тоже есть песня "Зомби-мент", одна из недавних, это тоже понятная и близкая мне реакция".
(О "МОЛОДОЙ ШПАНЕ" ИЗ ПЕСНИ ГРЕБЕНЩИКОВА)
"Молодой шпаны" слишком много. Когда был Гребенщиков, беда была в том, что ее не было, и это действительно прекрасно зафиксировано в его песне, которая является историческим документом. А вот теперь проблема в том, что ее слишком много. У многих теперь есть возможность фиксировать на пленку или на хард-диск свои музыкальные экзерсисы. Я вообще сторонник свободы информации и всего, что связано с открытым обществом, мне нравятся эти идеи. Но я понимаю, что сейчас слишком много свободы, разрушена иерархия, представления о том, что хорошо и что плохо. В таком объеме информации, когда у всех есть возможность записаться, выпустить пластинку и выложить ее в интернет, где критерий, по которому это все оценивать? Как перелопатить такой объем информации? 90 процентов - это порожняк, но 10 процентов - хорошие интересные перспективные проекты. Хорошо, если ты опытный человек, но как разобраться в таком потоке информации современному тинейджеру, как ему найти что-то достойное и интересное? Я думаю, что сейчас даже стало сложнее, свобода создала больше проблем, чем ее отсутствие".
(О ЮРИЕ ШЕВЧУКЕ)
"Я хочу сказать, что Юрий Шевчук не делал ничего такого, над чем можно было бы смеяться, издеваться, ерничать, он взрослый человек, поэт, он наш с вами старший современник, стихи которого точно будут рассказывать следующим поколениям (если они будут в нашей стране, если она продолжит свое существование как единое государство), его стихи будут рассказывать о нашем времени. Он такой современник, которого мы все должны всячески уважать, лелеять и любить. Меня совершенно не смущает, что он из Уфы (многие столичные и околостоличные люди ставят ему в упрек, что, мол, он "лох из Уфы"), мне наоборот нравится, что он из регионального города, не из центра. Он талантливый человек, гражданин, который честно и достойно себя ведет. Он вызывает и всегда вызывал у меня уважение. Да, я не согласен с той формой, в которую он облачает музыку. Но это дело десятое. Может, его музыка действительно кому-то кажется старомодной, но он поэт и достойный гражданин".
(Lenta.ru, 26.10.10)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)