Олег Газманов: "Критики рассуждают о музыке, как евнухи о гареме"
"Об этом все говорят здесь, как всегда, крайности. С одной стороны, этот продукт не очень хороший, но с другой стороны, его так "пинают" журналисты и пишущая музыкальная братия... Музыка бывает разная, она отражает вкусы и пожелания населения страны.
За границей музыку называют "поп-музыка", а у нас почему-то "попса". Есть плохая рок-музыка, поп-музыка, джаз - есть разная музыка в разных направлениях. Мы к себе относимся плохо. Я хочу сказать, что, конечно, у нас с музыкой не очень хорошо, но нужно повышать качество, поддерживать друг друга: реально критиковать и реально хвалить то, что действительно ценно. Я один раз посмотрел "Акулы пера" и психанул, сказав, что критики рассуждают о музыке, как евнухи о гареме, странное ощущение, люди пришли не говорить про музыку, а просто попиариться лишний раз. К себе слово "творчество" я не могу применить. Я отражаю свет, который Господь на меня направил".
(О СВОБОДЕ ВЫБОРА)
"Очень большое заблуждение. Демократия, которую пропагандирует западные государства, подчас бывает значительно более жесткая, чем авторитарный режим. Это только кажется, что народ выбирает, на самом деле, он выбирает то, что ему подсовывают. Пиар, технологии, реклама - мощнейший рычаг, который направляет сознание людей в то русло, которое хотят те, кто дергает за ниточки. Это касается и музыки, и выбора. Если нет рекламы, то вы не будете знать, что такое существует. Это как раз пример якобы свободного демократического выбора. Если бы не было рекламы, все были поставлены в равные условия, тогда была бы какая-то альтернатива. Здесь совсем другое. Для начала надо понять, что такое свобода".
(О ВЫПУСКЕ АЛЬБОМОВ)
"Дело не в том, что я выпускаю альбом, чтобы заработать деньги. Я выпускаю альбом, который можно записать на CD, и я его выложу в интернете, люди смогут скачать его, записать на диск, слушать в машине. Альбом - это условная позиция. Когда есть больше 10 песен - это уже альбом".
(О НОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УВЛЕЧЕНИЯХ)
"Я в последнее время совершенствую игру на губной гармошке, мне так нравится этот инструмент. Сейчас перед концертами, когда мы репетируем, я в переложении играю инструментальные мировые композиции Маккартни, Майкла Джексона, Стиви Уандера, звучит очень прикольно, потому что они не такие, как в оригинале, а мы делаем их довольно весело, в стиле регги. Может быть, есть смысл в альбоме выпустить пару таких мелодий, а то мне на концерте не хватает времени, чтобы исполнить все мои песни".
(ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ)
"В наше время знакомились на улицах, в трамвае, в автобусе и на танцах. Я с ранних лет неравнодушен к противоположному полу, а ко мне были неравнодушны те, к кому я был равнодушен. Мне приходилось заниматься специальными вещами, чтобы обратить на себя внимание. Я занимался в спортивной секции по спортивной гимнастике. Когда я поступал в высшее учебное заведение, у нас дома валялась гитара, а мама ушла в море на два года, у нас весь 10-й класс жил. Пара ребят играли на гитарах. Когда я готовился к поступлению, чтобы "крыша не ехала" от вопросов, стал учиться играть на гитаре. Когда я спел пару песен, понял, что противоположному полу это нравится. Видимо, это явилось катализатором моего творческого процесса.
Была девушка, совершенно недоступная, за ней ухаживали атлеты, красавцы, но когда я взял гитару, понял, что мои шансы резко увеличиваются. Раньше не было дискотек, были танцы, была "революция в музыке", мы делали самодельные электрогитары, играли "Битлов", а девушки не танцевали, а смотрели на сцену - это было круто".
(О ЛЮДЯХ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ)
"Наши деды прошли войну, я недавно выступал с концертом в Казани, пел песню "Ясные дни", пожилая женщина, около 100 лет, начала танцевать. Потом выяснилось, что она прошла войну и все такое. Я тогда подумал, они прошли такую тяжелейшую жизнь, но посмотрите на них, это такие "железобетонные" люди, тогда их поддерживала и поддерживает всю жизнь идея всей страны, тогда было весело, потому что мы заряжались энергией друг от друга, дрались, влюблялись".
(О МОЛОДОМ ПОКОЛЕНИИ)
"Что касается молодого поколения (я все время себя чувствую молодым, поэтому мне сложно переключиться) - удивительная история с песней "Офицеры". Я довольно часто выступаю на больших концертах, где собирается огромная аудитория. Когда больше 20 человек, то преобладает молодежь. Молодые все время просят, чтобы я спел песню "Офицеры". Возникает такое ощущение, что она с годами только набирает силу. Я ее написал в 1991 году, когда был путч. Первые годы она была абсолютно незаметной: я не делал на нее видеоклипы, не раскручивал ее с помощью средств шоу-бизнеса. Тем не менее эта песня встала на свое место, с каждым годом она все больше набирает обороты. Никто не заставляет людей вставать, они сами это делают и поют ее со мной. Я счастлив, что так произошло".
(О ВРЕМЕНИ)
"Я не хочу говорить, что тогда было хорошо, а сейчас - все плохо. Тогда было отвратительно из-за сплошного тоталитаризма, который погубил идею светлого будущего, потому что нельзя было у человека отнимать возможности и нельзя отлучать от Бога. Думаю, что если у нас в стране появится национальная идея, вокруг которой можно будет сплотиться, то вы эти времена будете вспоминать с большим удовольствием".
(ПОЧЕМУ НЕ СТАЛ ПРОДЮСИРОВАТЬ СЫНА)
"Я сам себе сказал, что его продюсировать не буду, я боюсь его "загазманить". Он пишет очень красивую музыку, если кому-то интересно, можете зайти на www.gazmanov.ru, там есть ссылка на Родиона. У него был недавно в московском клубе концерт, он там пел разные песни, я был приятно удивлен. Он собрал группу очень профессиональных музыкантов, они очень здорово играли. Одна песня меня просто поразила, его попросили спеть ее три раза на этом вечере - она называется "Белый персидский кот", в ней настолько сочетаются слова и музыка.
Год кота впереди, думаю, если это хит, то будут большие проблемы. Я знаю, как это затягивает. В свое время я писал диссертации на разные темы, и меня музыка так затянула, что на этом моя научная деятельность закончилась. Я тревожно отношусь к сыну. Тем не менее он радуется, что у него это получается, есть отдушина. Каждый человек должен заниматься творчеством, иначе скучно жить".
(КАК БУДЕТ ОТМЕЧАТЬ ЮБИЛЕЙ)
"Конечно, надо собрать друзей. Здесь две концепции: одна из них - собрать многих, придется "накрывать поляну" на 1.000 человек. Второй момент - сделать концерт именно в этот день. Для меня это легче всего. Третий вариант - куда-нибудь уехать с семьей и повеселиться. Мне главное - попробовать в юбилейный год сделать юбилейный тур по городам страны и за границей. Причем продюсеры разных концертов в разных городах говорят, объяви, что это последний тур, тогда народ побежит покупать билеты. Я ответственно заявляю, что никогда этого не сделаю. В свои 60 я чувствую себя моложе, чем несколько лет назад. По крайней мере, я стал больше отжиматься (смеется), доходит до 100 раз.
На самом деле, мне хочется сделать эту работу не из-за своих амбиций. У нас так получилось, что в последние годы люди так мало зарабатывают, у большинства тех, кто хочет посмотреть мои концерты, нет возможности купить билет, который стоит столько, чтобы окупить реальное шоу с хорошим светом, звуком и т.д. Я сейчас мучаюсь, потому что не ехать в тур - неправильно, а ехать в тур сложно, потому что у меня нет денег, чтобы компенсировать убытки, которые могут быть даже при полных аншлагах.
Если бы была возможность найти мощных спонсоров, тогда мне было бы легче, я бы объездил всю страну".
(О ДЕТЯХ)
"У меня трое детей, и все разные. С ними всегда были разные отношения. С Родионом в тот период, когда он подвергался наибольшему воздействию взрослых, родителей, отношения были сложные, это очень непросто, когда выходит ребенок на стадион и ведет себя, как артист. Филипп совсем по-другому смотрит на жизнь, он не поет, но рисует, играет в стратегические игры и т.д. А Марианна - вообще девочка, у нее даже ножки, ручки другие. У нее такая железная логика, ей так сложно доказывать все, обязательно надо с примерами".
("Аргументы и факты", 20.11.10)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)