Сборник "Смотри в глаза" ***
Сборы от реализации этого благотворительного сборника поступят в фонд "Подари жизнь". "У нас как-то повелось думать, что помогать людям — дело, требующее печали и серьезности, а мне кажется, что люди с удовольствием купят танцевальный альбом, зная, что их деньги пойдут в помощь детям", - объясняет исполнитель Рома Кенга, чье лицо украшает обложку диска. Там есть еще надпись "Рома Кенга представляет", а в буклете тот же Рома выступает в амплуа радушного хозяина сборника, который то комментирует записанные треки, то рассыпается в благодарностях коллегам за их предоставление. В общем, это немного отвлекает и от благородного порыва музыкантов, и от употребления альбома по танцевальному назначению — не отпускает мысль, что благотворительная миссия направлена не только в "Подари жизнь", но и на повышение известности артиста Ромы Кенги. Понятно, что издатель выбрал вот такую форму, позволяющую заодно влегкую пропиарить своего клиента — однако кажется, что без главного героя сборник выглядел бы более цельно. Тем более что подборка действительно очень качественная и актуальная — чего стоят хотя бы "Alejandro" Леди Гаги и "Alors On Danse" Стромае.
Примечательно, что 20 треков поровну разделены между российскими и зарубежными исполнителями, причем они чередуются. Велико искушение сравнить профессиональный уровень одних и других — однако выясняется, что сравнивать давно уж нечего, по крайней мере, в поп-танцевальной музыке. Ну, может, Леди Гага выглядит посланницей с другой планеты, но большинство актуальных штурмовиков данс-хит-парадов мало чем отличается друг от друга независимо от родного языка. Многие наши зрители явно будут покупать сборник ради Евы Польной и "Винтажа", а не Робин и Ройшн Мерфи. Ну а Стромае… что в нем иностранного? Еще немного, и заголосит про "Черные глаза" - такое ощущение.
Открывает пластинку неизбежный Рома Кенга с заглавным треком. "Это очень личная песня, и я решил, что не хочу на ней зарабатывать, - говорит исполнитель. — На протяжении какого-то времени я никому не решался ее показать. Как будто если мир ее услышит — я подставлю под удар что-то очень свое, сокровенное и уязвимое". Не скажу, насколько весь мир оказался ошарашен обнародованием сокровенной песни Ромы — но рецензенту она показалась вполне обычным треком, выполненным в типичном вкрадчиво-фоновом стиле Кенги. К тому же, в отличие от идущей следом "Alejandro", она не очень-то запоминается. Далее в сборник помещены фавориты танцевальных чартов — "Винтаж", Келли Роуленд, Ти-Килла с Настей Кочетковой. Этот парад музыки для ног немного разбавляет Софи Эллис-Бекстор с Джуниором Кальдерой и "Can’t Fight This Feeling" - не зря Софи так любят в России, есть у нее что-то созвучное нашим музыкальным вкусам. И, похоже, побольше, чем у Нюши, которая в своем "Чуде" просто калькирует западные образцы. Еврохит Шерил Коул сменяет куда более родной голос Евы Польной, уверяющей, что "Парни не плачут". Затем идут давно ставший русским народным хит Стромае, пока не ставшая таковой песня Робин и космополитичный трек ди-джея Бобины. После этого вновь подтягивается тяжелая артиллерия — Ройшн Мерфи и Black Eyed Peas, выступившие в своих жанрах, но без особого блеска. Родная попса представлена песней "Зачем?" от 5ivesta, с которой заметно контрастирует следующий трек от группы Royksopp. Леонид Руденко выглядит очень солидно на фоне западных инди-проектов Telepopmusik и Francmusic. А завершает сборник танцевальная версия грустной песни "Смотри в глаза" от все того же Ромы Кенги.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia