Александр Иванов: "У меня нет уверенности в том, что в следующем году не будет каких-то радикальных столкновений"
"Скорее всего, это созерцательное какое-то состояние, а больше - исповедальное. Это альбом о том времени, которое я переживал в сложный период моей жизни, расставшись с семьей, еще не понимая, как мне жить дальше. Просто в одно мгновение человек остался без дома, без привязанностей, без любимых и дорогих людей. Получилась исповедь, где мне хотелось бы высказаться и самому себе ответить на вопросы, что произошло, и почему после двадцати лет совместной жизни семья прекратила свое существование".
(О НАЗВАНИИ АЛЬБОМА)
"Почему "Это был я"? Я не считаю, что это намекает на депрессивное состояние. Это просто название, связанное с тем, что человек из себя представлял в прошлом, а не в нынешнем. Это альбом не о том, что есть или будет, а о том, что было и каким был человек в какой-то определенный период. Может быть, он мог быть и веселым… Но так как я рассказываю о том периоде времени, где все для было непросто… в этом контексте, название, наверное, невеселое".
(О СВОЕМ ПРЕДЫДУЩЕМ АЛЬБОМЕ)
"Пассажир" - это альбом странствующего музыканта, передающий созерцательное состояние человека, который, передвигаясь по различным мегаполисам, местам, делает путевые заметки. Это музыка больших городов. "Это был я" - это альбом о каких-то потерях, о человеке, переживающем кризис. Все, что касается внешнего антуража, аранжировок, в этом альбоме есть, и то, что было в предыдущих моих альбомах, в том числе и в "Пассажире": красивые баллады, мелодичные с использованием скрипичных составов. К тому же сопродюсером является мой гитарист Игорь Жирнов. Узнаваемы какие-то мои тембральные окраски, но по сути это совершенно другой альбом. Скорее, он может быть близок к каким-то внутренним ощущениям альбома "Грешной души печаль". Можно сказать, что я вернулся в 96-й год, когда я работал над альбомом "Грешной души печаль", я где-то не понимал всей трагедии, которая догонит меня спустя 16 лет".
(О СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ В НОВОМ АЛЬБОМЕ)
"Я не думаю, что в новом альбоме поднимаются какие-то социальные вопросы. В нем в большей степени доверительный разговор о том, что касается человека - в данном случае меня. В нем меньше социального, больше внутреннего".
(ДОЛЖЕН ЛИ МУЗЫКАНТ ВЫРАЖАТЬ СВОЮ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ)
"Безусловно, должен! Время смутное сейчас, время, я бы даже сказал, предреволюционное, потому что очень расслоилось общество, со стороны правительства очень мало хорошего делается. И те последние события, которые сопровождались в конце года выступлениями радикальных групп молодежи, показывают, что все очень сильно расслоено, нет сегодня средней прослойки. Есть запредельно богатые, безбашенные люди, которые ведут разнузданный образ жизни, и много молодых людей, которые не обеспечены нормальной работой, какими-то социальными условиями. И у меня нет уверенности в том, что в следующем году не будет каких-то радикальных столкновений".
(ПОШЕЛ БЫ САМ К МЕДВЕДЕВУ, ЕСЛИ БЫ ЕГО ПРИГЛАСИЛИ)
"Вообще, я не склонен специально ходить куда-то и о чем-либо говорить. Хотя, если бы приглашение поступило и я не был на гастролях, то, вполне возможно, с удовольствием принял бы приглашение, чтобы поговорить с людьми, которые решают сегодня очень многое. В частности, у меня немало вопросов, связанных с детской благотворительностью. Я играю в футбольном клубе звезд эстрады России "Старко", и мы часто помогаем детям, которые нуждаются в дорогостоящем лечении. Вот какие-то такие вопросы я бы поднял, наверное".
(О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РОМАРИО)
"Считаю, что Рома самобытный и талантливый молодой человек, сейчас мало таких, как он. Сотрудничество с ним для меня большая честь, потому что Рома, на самом деле, большое количество композиций предоставил и мне для альбома "Это был я". Эти песни созвучно слились с тем настроением, в котором тогда я пребывал. И, конечно же, альбом "Имена" очень заметный, хороший, блюзовый продукт. Я думаю, что и для Евгения Маргулиса, и для Сережи Чигракова имя Ромарио тоже было открытием. Нечасто такая молодая поросль может выдавать хороший материал сегодня. Такое ощущение, что Рома как будто из нашей юности пришел. Такой хиповый, искренний, открытый парень из Екатеринбурга. Поэтому все, что касается альбома "Имена", здесь налицо качественная и правильно выстроенная, добрая работа. Живьем, с настоящими инструментами. Достойная работа, качественно записанная. Сейчас таких блюзовых работ не хватает, потому что все идет по традиционному накатанному пути на эстраде, и доверительных, искренних работ не хватает. Думаю, что наш альбом с Ромой "Это был я" тоже будет именно такой работой. И многие Рому еще для себя откроют как человека, который в ближайшее время выдаст большое количество хорошего материала. Не только с моим альбомом, я знаю, что он сейчас пишет и свой новый сольный альбом, и могу сказать, что в ближайшее время услышим много добрых, хороших песен со стороны этого талантливого молодого парня".
(О ПРИЧИНАХ РАСПАДА ГРУППЫ "РОНДО")
"К тому времени, к 2002 году, мы просто исчерпали внутренние ресурсы, которые позволяли искрить нам в наших взаимоотношениях. Потому что группа "Рондо" всегда была коллективом, где важно мнение каждого участника проекта. В какой-то момент идеи исчерпались, и мы решили взять некий творческий отпуск. Если в будущем у нас возникнет идея именно совместно что-то сделать, записать именно качественный альбом единомышленников-музыкантов, то мы запремся в студии и создадим такой альбом. На сегодняшний день ребята работают в моем проекте как концертный состав, пока всех устраивает такая форма взаимоотношений. Они помогают мне в записи сольных работ, и всех это устраивает. Если же, повторюсь, возникнет желание сотворить вместе и сделать какой-то продукт, отличающийся от бренда "Александр Иванов и группа "Рондо", наверное, мы запремся в студии и сделаем что-нибудь достойное".
(СЛЕДИТ ЛИ ЗА ДЕЛАМИ КОЛЛЕГ ПО "РОНДО")
"Да, конечно, слежу и радуюсь за них. Игорь Жирнов постоянно продюсирует какие-то интересные проекты, в том числе Татьяну Зыкину, помогал "Городу 312". Радуюсь его победам. Дмитрий Рогозин записывает партии бас-гитар практически всем - и рок-н-ролльным, и попсовым - коллективам. Другие музыканты тоже периодически принимают участие в записи разных проектов. Я считаю, что это нормально, когда люди творят не в каком-то одном направлении, но их почерк можно услышать и видеть в других проектах. Если человек талантлив, почему он должен принадлежать только одному бренду? Я считаю, что широкого профильного уровня музыкант обязательно должен работать в разных проектах, и главное, чтобы это не шло в ущерб своему собственному проекту".
(КАК ВСТРЕЧАЛ НОВЫЙ ГОД)
"Встретил с группой "Рондо" на Красной Поляне, дав концерт в основном корпусе "Поляна Плаза". Вообще, у нас такое поверье, что если НГ проходит в работе, значит и весь год будет рабочий, хороший, считаем, что это хорошая для нас сложившаяся традиция, которой мы не хотели бы изменять".
(О САМОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ВСТРЕЧЕ НОВОГО ГОДА)
"Их было очень много. Но мне на память почему-то всегда приходит Новый год с 1981-го на 1982-й, когда моя бывшая девушка выгнала меня из квартиры своего брата, и я встретил Новый год в троллейбусе со случайными людьми. Мы распили бутылку шампанского. Вот такой у меня был экстремальный Новый год. Недалеко от Преображенской площади это было".
(НЕ ХОТЕЛ ЛИ ПО ПРИМЕРУ РОЗЕНБАУМА СУДИТЬСЯ С АЛЕКСАНДРОМ "ЧАЧЕЙ" ИВАНОВЫМ)
"Во-первых, не было причины. Саша очень приятный человек, замечательный музыкант. Почему нужно судиться с хорошим человеком? За что? За то, что он Александр? За то, что Иванов? Александров Ивановых пол-России, и со всеми ними надо судиться? Мне кажется, это глупость. На Ивановых вся земля русская держится. Наоборот, надо поддерживать всех Александров Ивановых, надо нам объединяться. "Александры Ивановы! Объединяемся! Помогаем друг другу!" (смеется)".
(Km.ru, 02.02.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)