Мюзикл "Монте-Кристо". Видеоверсия ***
Основные конкуренты мюзикла "Монте-Кристо" театра "Московская оперетта" - постановки компании Stage Entertainment в Московском Дворце молодежи. Последние отличаются более технологичным подходом: в их мюзиклах больше пресловутого "энтертейнмента", чем театра, спектакли направлены на сиюминутное развлечение зрителя. К этой сиюминутности непросто привыкнуть: все-таки странно, что от большинства постановок не остается ничего, кроме воспоминаний; мюзикл нельзя пересмотреть на DVD или послушать на диске; слаженная труппа с окончанием показов каждого спектакля распускается, а кастинги в новую постановку начинаются с нуля. У "Московской оперетты" все-таки другие традиции: видимо, подлинный театральный антураж не позволяет полностью отдаться западным правилам мюзиклового бизнеса. Поэтому к своим мюзиклам театр относится куда более трепетно. "Монте-Кристо" идет в "Оперетте" уже третий сезон — более чем почтенный возраст для актуального мюзикла, начинавшийся одновременно в МДМ спектакль "Красавица и Чудовище" давно уже сошел со сцены. Скорее всего, для "Монте-Кристо" нынешний сезон станет последним, однако память о нем останется и на материальных носителях: год назад выпущен компакт-диск с саундтреком, а теперь зрителям доступна и видеоверсия. Кстати, если в аудиоиздании были представлены голоса солистов обоих составов, то на видео можно увидеть работу только половины солистов "Монте-Кристо". Так, в представленной на DVD версии нет Анастасии Макеевой и Глеба Матвейчука, чья история любви началась как раз с совместной работы в этом мюзикле: для некоторых зрителей подобные моменты определенно важны.
Итак, запись для истории сделана, что дало нам возможность еще раз оценить удачи и промахи "Монте-Кристо". При всей легендарности сюжета его органичность в качестве основы для мюзикла по-прежнему неочевидна. История предательства, страданий и мести предлагает слушателю вполне тяжелое зрелище — даже в формате музыкального спектакля. Декорации в основном мрачны, вокальные партии — драматичны, поводов для радостных улыбок — минимум. Телевизионная съемка скрадывает театральные условности: в безмятежных сценах юношеской любви Эдмона и Мерседес заметно, что артист Балалаев заметно старше своего героя; зато в застенке и в роли демона справедливости он выглядит очень адекватно. Невеселый сюжет, увы, подчеркивается и музыкой Романа Игнатьева — она вполне соответствует настроению той или иной сцены, но не выглядит достаточно яркой. Некоторые повороты фабулы уж наверняка заслуживали более драматичного и запоминающегося саундтрека, но даже лейтмотивные мелодии запоминаются только после многократного прослушивания, и ни одна из них не имеет шансов стать хитом в отрыве от спектакля. В этой обстановке и профессиональное либретто Юлия Кима начинает выглядеть несколько тускло. Столь же усредненные ощущения остаются и от игры и пения актеров, в том числе главной, вероятно, звезды Валерии Ланской. В результате представленная в "Монте-Кристо" смесь современного мюзикла и классической театральной постановки выглядит довольно странно.
Издатели видеоверсии не вполне использовали возможности формата DVD. На бонус-диске записаны караоке-версии пяти партий из мюзикла, в том числе "Я всегда иду к тебе", "Соленый ветер" и "Память прежних дней": да, это лучшие песни постановки, но, не думаю, что стремление подпеть им станет массовым явлением среди зрителей "Монте-Кристо". Куда лучше в качестве бонусов смотрелись бы закулисные сюжеты и/или интервью с создателями/участниками постановки. Не исключено, что подобные материалы сумели бы заинтересовать и смягчить сердце строгого критика.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia