Сергей "Чиж" Чиграков: "Спросите сначала у Маккартни, не зае…ся ли он петь "Yesterday", а после отвечу я"
"Как же любят все по полочкам разложить. Я позиционирую себя просто как музыкант. Без приставки "рок" или "блюз".
(БУДЕТ ЛИ НОВЫЙ АЛЬБОМ)
"Новый альбом будет. Я уже всем все рассказал, странные люди, не читают они интервью, что ли?"
(ПЛАНИРУЕТ ЛИ ВЫПУСТИТЬ АКУСТИЧЕСКИЙ АЛЬБОМ)
"Изначально я каждый альбом хочу сделать акустическим, но ничего не получается. Потому что, например, думаешь, что вот здесь на гитаре надо сыграть, вот здесь еще поддать — и появляются электрические инструменты, в конечном итоге все намешано. А изначально каждый альбом планируется как акустический. Идея сделать акустический альбом — это моя мечта. Да, мы ездили с чисто акустическими концертами. Это одно. А вот альбом записать — это другое. Я уже говорил, что каждый раз, когда делаешь альбом, думаешь, что следующий альбом будет акустический, и опять ничего не получается. Какие-то песни я оставляю в акустике, какие-то нет".
(СЧИТАЕТ ЛИ, ЧТО СКАЗАЛ ВСЕ, ЧТО ХОТЕЛ)
"Не знаю. Иногда, кажется, что да, иногда — что нет".
(НЕ НАДОЕЛО ЛИ ПЕТЬ "ВОТ ПУЛЯ ПРОСВИСТЕЛА" И "ФАНТОМ")
"Спросите сначала у Маккартни, не зае…ся ли он петь "Yesterday". А уже после сэра Пола отвечу я".
(ДОСТАВЛЯЕТ ЛИ ЕМУ УДОВОЛЬСТВИЕ В ТЫСЯЧНЫЙ РАЗ ИГРАТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ПЕСНИ)
"Смотря как подходить к этому. Доставляет ли мне удовольствие играть музыку? Да, доставляет. Тем более что мы не играем одни и те же песни нота в ноту".
(КАК ЕГО УГОРАЗДИЛО ЗАПИСАТЬСЯ С РОМАРИО)
"Потому что мой друг Женя Маргулис попросил помочь записать пластинку парню по имени Ромарио. Музыканты друг другу должны помогать, поэтому я пошел и помог. Песни у него хорошие, светлые, легкие. Я ничуть не раскаиваюсь в своем поступке, наоборот, даже горд, ибо приобрел некоторый опыт".
(О РАБОТЕ С БАРНАУЛЬСКОЙ ГРУППОЙ "АЛЬТАВИСТА")
"Приехал фронтмен этой группы, движущая сила коллектива, автор и вокалист, я что-то спел и наиграл на гитаре. Работалось нормально, как всегда. Главное - выполнять то, что они хотят, и не лезть со своим уставом. И тогда все получается легко и просто".
(О ЮБИЛЕЙНЫХ КОНЦЕРТАХ)
"Какие юбилейные концерты? Что имеется в ввиду? "Полтинник", что ли? Нет, не планируем. Только Питер и Москва. Все остальные концерты можно расценивать как юбилейные, а можно и не расценивать. В принципе, в 2011 году можно каждый концерт расценивать как юбилейный".
(КАКИЕ ЗАЛЫ ПРЕДПОЧИТАЕТ)
"Все зависит от устроителей концертов, им виднее: стоячие залы или сидячие. Нас приглашают — мы едем. Каждый занимается своим делом. Есть устроители, которые устраивают концерт, есть музыканты, которые приезжают и играют. В конце концов, кто запрещает в сидячем зале встать и танцевать".
(О БОРИСЕ ГРЕБЕНЩИКОВЕ И ШЕВЧУКЕ)
"БГ — гений. Видимо, спрашивают о том, как Борис Борисович помог мне при записи первой сольной пластинки? Он пришел и спел, я с гордостью поставил его имя на пластинке, из-за чего пластинка продавалась гораздо лучше, чем она продавалась бы без его имени. Тот же самый финт был проделан у Ромарио. Собственно, это известная фишка. Вот и все по помощи Бориса Борисовича — она, конечно, офигенная, но кроме этого ничего больше не было. БГ, так или иначе, на всех повлиял. Так же как Боб Дилан, "Битлы", то же самое можно сказать и о Юлианыче. Хочешь - не хочешь, где-то у тебя это подспудно будет вылезать".
(О ГРУППЕ "СПЛИН")
"Я играл песню "Звери" на каких-то квартирниках, на всяких маленьких выступлениях. Мне очень нравится "Сплин" и очень нравится Сашка Васильев. Эта песня меня зацепила тем, что она фольклорная. Вообще, у Сашки этот первый альбом просто замечательный, там еще "Любовь идет по проводам" была".
(О ЕЛЕНЕ ВАЕНГЕ)
"Я Ваенгу вообще никогда не слышал. Я только знаю, что она сейчас популярна, кроме этого, я о ней ничего не знаю".
(О МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТАХ)
"Я не знаю никого, кроме тех, с кем я записывался, тем более из молодых музыкантов. Слушайте "Альтависту", слушайте Ромарио. Сейчас молодых музыкантов как собак нерезаных, впрочем, как и всегда. И это здорово".
(ЧТО СЛУШАЛ, КОГДА ВПЕРВЫЕ ВЗЯЛСЯ ЗА ГИТАРУ)
"Изначально это была или какая-нибудь группа "Поющие гитары", или "Голубые гитары", или ансамбль "Дружба" Эдиты Пьехи. Beatles были уже потом. Сначала я увидел по телевизору молодых людей с электрогитарами".
(ЖИВ ЛИ ЕЩЕ РУССКИЙ РОК)
"П…ц какой-то! Что ж у нас за страна такая философская?! Е…ть-копать! Жив!"
(О СКАЧИВАНИИ МУЗЫКИ ИЗ СЕТИ)
"То, что музыку стало легко скачивать из интернета, на мой неискушенный взгляд — это здорово и замечательно. Я сам очень часто этим пользуюсь, закачиваю тонны всякой музыкальной литературы и просто музыки. То же самое я скажу о фильмах. Иначе в нашей стране ничего не найдешь. Того, что ты хочешь, просто нет, потому что никому это не надо. Где я еще могу найти полное собрание Феллини? Феллини, допустим, еще продается. А вот где я могу купить фильм Куросавы? Или легально его скачать? Нигде. Я бы с удовольствием пошел и купил, но его нет. И пусть никто не врет, что в магазинах все это есть, что эти фильмы можно заказать. Я проверял, их нет. А на трекерах все это лежит, люди выкладывают, пожалуйста, пользуйтесь, и люди пользуются. И правильно делают.
С другой стороны, я согласен, что это бьет по карману музыкантов. Мы будем выпускать пластинку в этом году, естественно, мы ничего на ней не заработаем. Потому что достаточно того, чтоб пластинка вышла в двух экземплярах. Одну я заберу себе, чтобы подарить маме или старшему брату, вторую кто-то купит. И через полчаса она будет лежать в интернете - пожалуйста, скачивайте. В нашей стране на продажах альбома никогда не заработать, у нас музыкантов кормят концерты. А мы никогда и не надеялись, что мы запишем альбом, продадим его и круто заработаем.
Меня, честно говоря, смешит борьба с пиратством. В таком случае, дайте альтернативу, но ее ведь просто нет. Поэтому я за пиратство".
(КАК МУЗЫКАНТ ДОЛЖЕН СТРОИТЬ СВОИ ОТНОШЕНИЯ С ВЛАСТЬЮ)
"Это явно какой-то художник или музыкант задал вопрос, или мальчики пятнадцатилетние. Музыкант вообще никому ничего не должен. Точка".
(О ВСТРЕЧЕ ПРЕЗИДЕНТА С РОКЕРАМИ)
"Кто-то встречается с барышней, кто-то встречается с мужчиной, кто-то с дворником, кто-то с шофером, кто-то с музыкантом, а кто-то с президентом, и что? Встретился человек с президентом, и что теперь? Пусть этот вопрос задают президенту! "Как вам, Дмитрий Анатольевич, встречалось с Макаревичем?" Я думаю, что если бы меня позвали встретиться с президентом, я бы пошел, а почему нет? Это же интересно, новый человек, совсем другой круг, вообще другая область жизни. Естественно, мне интересно. А кто бы отказался? Что плохого в том, чтобы встретиться с президентом? Пошел и встретился. "Битлы" встречались с королевой — это значит нормально. Да что у нас за страна такая!? Насколько я понял, у нас только одно в голове - продался. Мне все время хочется спросить, кто, кому и за сколько продался? Ответа никогда нет".
(О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ)
"Да что под руку попадается, на том мы и пытаемся звуки издавать. Просто попалась как-то раз труба — сыграли на трубе. Попался ситар, сыграли на ситаре. Так все и идет. У меня же не музей музыкальных инструментов, что есть — на том я и играю".
(НЕ ЖАЛЕЕТ ЛИ, ЧТО СТУПИЛ НА ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ РОК-МУЗЫКАНТА)
"Нет, не жалею, вижу только одни плюсы в своей профессии: кормят бесплатно, путешествия бесплатно, все оплачено. Выхожу на сцену — зал набит людьми, все хлопают, радостно, цветы дарят, барышни постоянные. И за это еще и платят. Отличная жизнь. О каком тернистом пути мы говорим, не могу понять? Когда я начинал, бизнесменов в нашей стране не было. Никто даже слова такого не знал".
(К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ МУЖЧИНА ПОСЛЕ 50 ЛЕТ)
"Если учесть, что полтинник для музыканта — это всего лишь 50 грамм, то, естественно, все идет вперед, к сотке. После полтинника всегда соточку наливают".
(О ПЕСНЕ "МНЕ НЕ ХВАТАЕТ СВОБОДЫ")
"Если внимательно прочитать в интернете то, что написано об этой песне, становится ясно, что песня "Мне не хватает свободы" посвящена Александру Чернецкому. Какие ко мне вопросы?"
(О СВОИХ ПРИЗЫВАХ БУХАТЬ И КУРИТЬ)
"Я призывал людей бухать и курить? Либо у людей напрочь отсутствует чувство юмора, либо так хорошо перепечатывают интервью журналисты. Обычно в скобках ставится ремарка "смеется", и все становится понятно. Я сам не веду здоровый образ жизни, поэтому я не имею права призывать к тому, что не делаю сам. Каждый должен решать для себя. Я не гуру и вовсе не хочу держать ответ за всех".
(ПОЧЕМУ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ НЕ ПЕЛИ "ФАНТОМ")
"Просто она в свое время нас зае…ла, и мы ее решили не исполнять, а потом смотрим - народ-то не зае…лся ее слушать. Ну и решили, раз так, значит, все для зрителя, и стали опять ее петь".
(Lenta.ru, 08.02.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)