Игорь Растеряев — "Русская дорога" ***
В августе все начали слать друг другу ссылки на снятый на мобильный телефон клип "Комбайнеры", который вообще-то без особого эффекта валялся на YouTube к этому времени уже полгода. Песня и ролик имели все признаки популярного интернет-прикола: человек с подходящей к случаю фамилией Растеряев под гармонь натурально славил реальных русских комбайнеров и противопоставлял городскому гламуру и потреблению сельскую идиллию, знакомую телезрителям по фильмам про деревенского детектива Анискина. Выглядело все это залихватской "зачотной" шуткой из тех, что бурно линкуются и "лайкуются", после чего забываются через неделю. Так, возможно, и произошло бы, но Игорь Растеряев оказался вполне живым и реальным петербургским актером, действительно умеющим играть на гармошке и пишущим вот такие "почвеннические" песни, в которых роль центра мироздания отводится богом забытой деревне Раковке. Часть песен сочинил его дядя Василий Мохов, но это уже частности. Когда вслед за "Комбайнерами" последовала "Георгиевская ленточка", Растеряев с его антигламурной внешностью из интернет-мема превратился чуть ли не в совесть нации. "Комбайнеры" попали в "Чартову дюжину" "Нашего радио", Растеряев начал давать концерты - в шоу-бизнесе, в отличие от интернета, мало что происходит быстро. Растеряева уличили в подражании Юрию Хою-Клинских — после покойного лидера "Сектора Газа" к провинциально-деревенской теме с таким знанием дела действительно никто не обращался. "Георгиевская ленточка" породила бурные дискуссии: одни считают крайне спорными шутки на тему Великой Отечественной войны, другие не видят в песне никакого прикола и взаправду рыдают над очевидными истинами, которые не стесняется пропевать Игорь.
Тут и дебютный альбом подоспел, что дает нам возможность присоединиться к дискуссии. Прикол или совесть? Выпуск менее чем 30-минутной пластинки с всего семью песнями и пятью короткими рассказиками-зарисовками деревенского быта (абсурдного зачастую) в принципе говорит в пользу того, что Игорь Растеряев решил использовать возможности шоу-бизнеса, пока горячо. Концептуальность тематики и устройство трек-листа выдают в "Русской дороге" все же арт-проект творческого человека, а не крик души подпольного сельского философа. В то же время очевидно, что даже гигантский коммерческий успех в шоу-бизнесе вряд ли заставит Растеряева поставить свой "колхозный панк" на поток, как было с Хоем. Он просто артист, пишущий песни, довольно искренние и ввиду своей нетипичности удивившие большое количество людей.
Надо признать, что до мелодической изощренности Игорю далеко — все семь песен в принципе похожи друг на друга: может быть, гармонь тому виной, однако интернет-определение его стиля как "кантри&фолк" выглядит вполне точным и не совсем издевательским. Гармошка придает проекту лубочности, хотя соль тут, конечно, не в ней, а в текстах. Растеряев берет темы, давно исчезнувшие даже из русского рока и не появившиеся (пока) в рэп-произведениях: деревенские погосты с похороненными там молодыми парнями ("Ромашки"), голодающие ветераны войны ("Георгиевская ленточка"), конфликт с мусульманской цивилизацией ("Казачья"), особенности национальной битвы с врагами ("Русская дорога") — и все гораздо менее весело, чем можно подумать по "Комбайнерам". Растеряев не совесть нации, нет, но автор определенно совестливый и гораздо более глубокий, чем может показаться по крестьянскому имиджу. Искренне надеемся, что не имидж будет диктовать ему дальнейший репертуар.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia