Сергей Михалок: "Новый альбом стоил мне двух запоев"
"А я не занимаюсь политикой. И я не думаю, что кто-то боится высказываться. Любой человек должен достаточно открыто говорить о своих действиях, своих поступках и своих мотивациях. Мне кажется, что быть аполитичным — невозможно, потому что современный мир пронизывают какие-то невидимые нити и всЈ взаимосвязано. На самом деле поп-культура и всЈ, что в свое время Энди Уорхол обрисовывал в банках, поп-культура проглотила все остальные стороны действия. И в принципе, политики, епископы, любые деятели искусства и культуры, лыжники, спортсмены, — все превратились в так называемых селебрити. Все они — персонажи каких-то таблоидов, каких-то шоу. У каждого есть свой рейтинг, у каждого есть количество упоминаний в интернете.
Мне кажется, что мы не делаем ничего противоправного. Мы говорим твердо, ясно объясняем свою позицию. Пытаемся рассказать о том, как мы думаем и как мы видим современную Беларусь. Мне кажется, очень неправильно, что вот эта какая-то разделительная полоса превращает нас в каких-то изгоев, да? То есть люди, которые по-другому голосуют, по-другому думают, по-другому видят. Мне кажется, именно разница во взглядах, во вкусах и содействует тому, чтобы была картина мира, картина эволюции человечества более совершенная. Панорамный взгляд получается из разницы мнений. В этом рождается какая-то истина. Поэтому мне кажется бессмысленным превращать сразу во врагов людей, которые думают по-другому, голосуют по-другому. Я тоже хочу, чтобы у нас были красивые, чистые дороги. Чтобы все мы были такими буржуазно-довольными. Тысячи кофеен и других излишеств, которых так не хватает нашей ретроградной, советско-капиталистической действительности. Получается, что ценности, которые декларируются, у нас всех одинаковы, просто мы видим шаги к достижению этих целей немного по-другому".
(ЖАЛЕЕТ ЛИ О ТОМ, ЧТО НЕ БЫЛ НА ПЛОЩАДИ С ОППОЗИЦИЕЙ)
"Я все отлично понимаю, но не хочу махать кулаками после событий. Правильно, я могу сейчас кричать и говорить: блин, жаль, что у нас был концерт в Москве и мы не могли его отменить. Я не знаю, каким тут должен быть ответ. Никакого сожаления я не чувствую ни по какому поводу".
(О СПОРТИВНОЙ ФОРМЕ)
"Я вообще ни на что не обращаю внимания. Я очень невнимательный человек, рассеянный. В последнее время мне очень трудно выражать какие-то мысли. Потому что-то, что происходит в моей дырявой голове — сродни улиссовским рассказам. На этот вопрос можно было бы просто ответить: я с утра просыпаюсь в шесть, бегу кросс. Но методология, лекала и какие-то мои указания — их миллион. Есть какие-то журналы, так называемые формулы здоровья, но мои советы не могут помочь каждому. Я путаюсь, когда мне задают такие вопросы. Я не знаю, нужно ли вообще этим парням с "мамоном" в 40 лет вообще худеть. Может, и не надо. Я живу очень аскетичной жизнью. Очень мало общаюсь с людьми, на меня обижается очень много друзей. Есть те, кто сейчас живет в Испании или Нью-Йорке, друзья моего детства, юности. Приезжают сюда — а у меня не получается с ними встретиться. Может быть, в этом формула. Я очень сильно аккумулирую энергию. Я не тусуюсь, не хожу на выставки. Я замкнутый. Я живу в своей ракушке. И в этой ракушке у меня очень много досуга, и я его трачу на спорт, на книги. На спорт — больше. Мне это нравится, и я думаю, что это здорово".
(ПОЧЕМУ НАЗВАЛ НОВЫЙ АЛЬБОМ "ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ")
"Так называлась одна из моих любимых групп юности. А еще был такой журнал, очень интересный и правильный. А вообще, одна из самых главных мыслей, которые объединяет весь альбом, то, что люди сейчас мыслят силуэтами и поверхностными образами. То есть мы видим какие-то картинки, как в фильме Терри Гиллиама "Бразилия" — я очень люблю этого режиссера. Картинка — это граница нашего интереса. А на самом деле, лично мне интересна суть вещей, то есть, что внутри. Какие мотивации, какие чувства, какие эмоции происходят со всеми. Мы сейчас очень много судим людей: какое у него положения в обществе, на каком месте он в журнале Forbes, сколько продано дисков. Вот какие-то цифры, поверхностный космический мусор, трэш — этого миллионы. И все так поверхностно, быстро, много. Зачастую эти "Веселые картинки" перестают передавать магию. И в этом такая ирония.
Обложка альбома — это знаменитый "Витрувианский человек" Леонардо да Винчи, масонский символ. Очень много об этом говорилось: о связи макрокосма и микрокосма, я не буду сейчас уходить в эзотерику. Но сделано все это в жанре журнала Cosmopolitan. Современный человек, даже если нарисовать ему что-то экстрагениальное, если это будет нарисовано простым карандашом, он на это не будет реагировать. Надо чтобы как в журнале Cosmopolitan. Чтобы были эти блядские нарисованные "губищи", чтобы Михалок был весь такой гомосексуальный, глянцевый. Тогда люди реагируют на это. И это смешно. Потому что если самые великие, гениальные, самые существенные для человечества мысли сейчас не обернутые в эту глянцевую упаковку, они не привлекут внимания. Вот и все. Об этом и речь в альбоме".
(О РАБОТЕ НАД "ВЕСЕЛЫМИ КАРТИНКАМИ")
"Я могу сразу сказать — этот альбом немного камерный и даже интимный. "ВесЈлые картинки" стоили мне двух запоев. Для меня это очень много! За последние 8 лет у меня было два запоя, и эти 2 запоя во время записи этого альбома. В этом альбоме очень много моих снов, моих воспоминаний. Лично моих! Запахов, ощущений, людей, с которыми я когда-либо встречался. Каких-то переживаний. Для меня это вообще НО-ВО-Е. Как передать вздохи? Как передать, ну, не знаю, свет из окна больничной палаты? Все эти вещи, которые я начисто отсекал во время создания "Агит-попа". "Агит-поп" — это мануфактурная работа. Это работа, как я ее называю, анархо-синдиката. В "Агит-попе" не работал одиночка. Было много людей, чтобы это выглядело монолитом. И наши ляписовские выступления были монолитными. Альбом "Веселые картинки" — чувственный. Поэтому в этом альбоме я в основном пою сам. Потому что эти вещи — не эстафетная палочка. Это вовсе не означает, что мы с Павлом (Булатниковым, вторым вокалистом группы. — Прим. ред.) поссорились или что-то такое. В следующем альбоме Павел споет 5 или 6 песен, обещаю вам и Павлу".
(ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ УШЕДШИЙ ИЗ ГРУППЫ ТРУБАЧ ПАВЕЛ КУЗЮКОВИЧ)
"Он вообще валторнист, решил заняться своей специальностью. Но, вообще, я не знаю, по каким причинам, лично я очень редко контактирую с людьми, которые когда-то играли в группе "Ляпис Трубецкой". Да и вообще, мало поддерживаю какие-то старые коммуникации. Я почти не поддерживаю отношения с одноклассниками, я учился где-то в, примерно, 20-ти школах. Очень много людей было в моей жизни. Не знаю, как-то так получается".
(О ФОРМУЛЕ "СЕКС, НАРКОТИКИ, РОК-Н-РОЛЛ")
"Не понимаю смысла этой фразы. Я думаю, что сексуальная энергия —— очень важная составляющая любого жизненного перфоманса. И это очень серьезная вещь. Не мне об этом рассказывать. Это ОЧЕНЬ важная мотивация для любых поступков. И у рыцаря Айвенго, и у Пятнадцатилетнего капитана, и у Ленина, и у Сталина, и у Гитлера, и даже у Буратино есть сексуальная подоплека в его поступках. И зачастую это становится руководством к действию.
У меня тоже очень много эмоциональных порывов. Я даю совсем разные интервью мужчинам и женщинам. С кем-то я кокетничаю, кого-то я подавляю. С кем-то я борюсь, кого-то я пытаюсь влюбить в себя. Я не буду кокетничать с мужчиной, когда я даю ему интервью. Мне хочется или найти друга, или победить — совсем другие взаимоотношения. Вы можете посмотреть, какие я чудаковатые иногда даю интервью, когда вопросы задают девушки. Или какие злые — мужчинам. Зачастую мужчины видят во мне как минимум соперника".
(euroradio.fm, 16.02.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)