"Би-2" - "Би-2" и симфонический оркестр МВД России" ****
Однажды группу "Би-2" пригласили написать к музыку к фильму ("О чем говорят мужчины"). Коллектив сочинил целый альбом, из которого собственно в фильм вошло процентов десять. В другой раз группа решила записать несколько песен дяди одного из фронтментов. Эта идея разрослась в масштабный арт-проект ("Нечетный воин") с привлечением десятков звезд первой величины, собственной мифологией, эстетикой и уже третьим томом на подходе. При этом трудоголизм группы "Би-2" нельзя объяснить тем, что музыкантам платят, что называется, "построчно". Заработки их от объемов творческого производства явно не зависят — скорее, наоборот, вложения в производство дисков, учитывая масштабность и красоту изданий, должны приносить сплошные убытки. Так что плодовитость "Би-2" - сугубо художественного свойства: они не держат в себе то, что пишется, а наоборот, стремятся как можно быстрее поделиться со слушателями плодами своего сочинения, в том числе и экспериментальными.
Менее трудолюбивая музыкальная группа вместо подобного рецензируемому диска выпустила бы очередной сборник лучших песен, да и дело с концом. По сути это и есть "бест" - но только высококачественный, обернувший любимые песни в уникальные аранжировки. Классические партитуры для хитов "Би-2" выполнил Геннадий Корнилов, а сопровождающим коллективом стал Симфонический оркестр МВД России под управлением Феликса Арановского. Программа была исполнена и вживую — с сопутствующей столь трудоемкому мероприятию серьезной подготовкой, приглашением специальных гостей, репетициями, наконец. В тон-студии "Мосфильма" альбом был записан еще летом 2008 года, спустя год руки дошли до сведения и мастеринга, а потом и до релиза. Устареть запись не успела — классика вообще старению не очень подвержена. Что же получилось на выходе?
Признаться, это не та пластинка, которая вызывает сильные эмоции вроде крайнего изумления. Зато это лишнее подтверждение качества музыки "Би-2" и скрупулезности подхода к ее производству и записи. Диск совершенно обязателен для фанатских коллекций, да и для ответа на вопрос лет десять не слушавшего радио человека, что такое "Би-2", прекрасно подойдет. Новых песен здесь нет, зато присутствуют практически все хиты из репертуара группы, от "Варвары" и "Моего рок-н-ролла" до "Дурочки" и "Прощай, Берлин" (всего 26 треков). Несмотря на густонаселенность сопровождающего оркестра, Лева и Шура Би-2 не забыли позвать в студию и партнеров по дуэтам: Инну Желанную, Ренарса Кауперса, Юлию Чичерину, Диану Арбенину, Катю Белоконь и др. В общем, сделано всЈ, чтобы вновь довести эти песни до нестерпимого блеска. Симфонические аранжировки играют в данном процессе очень важную, хотя и, как ни странно, незаметную роль. Оркестр любуется не собой, как это бывало в других случаях взаимодействия рока с классикой, а оригинальной музыкой. Большинство аранжировок сделано так, что при прослушивании кажется, что так было и раньше: не в смысле, что оркестр лодырничал, а в плане органичности обновленного звучания. Патетический фрагмент в "Моем рок-н-ролле" да несколько усложненных вступлений — вот, пожалуй, и все моменты, где оркестр на несколько секунд выскочил на первый план. В остальных вещах он чутко следует за творениями Шуры и Левы, аккуратно подчеркивая многочисленные красивые места.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia