Тимур Валеев и группа «Ключи» - «Стреляй, не целясь» ***
Velvet Music. Релиз диска состоялся в апреле.
Была такая номинация в «Серебряной калоше» - «за долгую жизнь в искусстве, не совпадая с искусством». Группе «Ключи» уже 12 лет, хотя кто бы мог подумать, ведь большую часть этого времени коллектив провел в почти полной безвестности. Редкие ранние хиты вроде «Нашла» стали исключением и не оказали существенного влияния на развитие успешной карьеры команды Тимура Валеева. В 2004 году «Ключи» выпустили сборник с безнадежным названием «Пять непорочных лет» (см. МУЗЫКА от 13.07.04), вывесили на официальном сайте отчаянное объявление («Дорогие друзья! Спасибо Вам за проявленное внимание к нашему скромному творчеству. На сегодняшний день группа находится в начале пути. За любую поддержку мы будем искренне признательны!») и ушли в бессрочный творческий отпуск. Продлился он еще пять лет, после чего коллектив вернулся к концертам и приступил к записи нового диска. К весне 2011-го альбом был готов.
Надо ли говорить, что шоу-бизнес за это время несколько изменился, и бытовавшее ранее мнение о том, что «Ключи» - это «уцененный» вариант «Танцев минус», сейчас требует отдельной расшифровки? Возвращение с мейнстримовым софт-рок-альбомом явно не сулило г-ну Валееву триумфа: гитарная волна начала нулевых как-то растворилась и практически сошла на нет. Но нужно отметить, что творческий отпуск пошел лидеру «Ключей» на пользу, позволив «обнулить» старый багаж и вернуть ощущение свежести. Количество крепких и интересных песен на «Стреляй, не целясь» заметно превышает характерный для ранних альбомов процент таковых. Да и из прежней жизни в новый трек-лист попала только композиция «Ночь. Дождь» с пластинки 2001 года «Между нами» - к удивлению рецензента, она сразу показалась ему знакомой: стало быть, в ней имелся хитовый потенциал, неразгаданный десять лет назад. Композиция, хоть с внушительным опозданием, попала наконец на радиостанции; там же обосновалась мелодичная вещь «Завтра любовь». Возможно, неожиданным козырем для Тимура Валеева станет как раз нынешний дефицит подобной музыки – довольно простой, не имеющей двойного дна и не прячущей в кармане фигу. Тот, кто решит поискать интересные песни в таком неожиданном месте, как новый альбом «Ключей», должен обратить внимание на «Следом вслед», а также «Если нет пули» и «Просто так». В двух последних композициях солист так откровенно страдает и вкладывает в исполнение тонны пафоса, что это может показаться преувеличенным или неуместным – но в то же время цепляет. Удачным получилось и оформление обложки: графика выглядит более стильно и благородно, чем банальное фото.
Но все равно не отпускает ощущение того, что группе «Ключи» «чего-то не хватает». Тимур заметно вырос как композитор, но остался на прежнем – весьма среднем – вокальном уровне. Где-то ему не достает точности интонирования, где-то он начинает режущим слух образом гнусавить, да и вообще было бы интересно услышать некоторые из представленных песен в другом исполнении: нынешнее отрицательное обаяние лидер-вокала слегка противоречит содержанию текстов – которые, к слову, тоже вряд ли станут предметом литературоведческих исследований.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia