«Полковник и однополчане» - «Два Солнца» ***
«Геометрия». Релиз CD и DVD состоялся в апреле.
Алексей Хрынов, также известный как Полковник, скончался 12 сентября 2008 года. Внушительных размеров музыкант, который всегда посмеивался над своим пузом, умер от сердечного приступа – мотор не выдержал в 43 года. К моменту смерти он был известен в первую очередь как автор песни «Солдат на привале», которую исполнял Сергей «Чиж» Чиграков. Проект Хрынова «Полковник и однополчане» был скорее легендарным, чем действующим. На концертах Полковнику аккомпанировали знакомые нижегородские музыканты, иногда удавалось выступить в сопровождении инструменталистов, близких к «Разным людям» - того же Чижа, Андрея «Худого» Васильева, Вадима Курылева, Александра Чернецкого и др. Музыка Полковника пользовалась только локальной популярностью; да в принципе это и была история «для своих» - друзей и понимающих поклонников. Хрынов сочинял честный русский рок с серьезным налетом бардовской песни и с некоторым влиянием блюза, дворовой музыки и шансона. Его темами становились мужская дружба (в хорошем смысле этого слова, как неизменно уточнял Полковник), алкогольные посиделки и русская тоска с неуверенным «прорвемся!» в качестве коды.
Лейбл «Геометрия» известен поистине академическим подходом к изданию пластинок. В случае с Полковником выпущен не просто последний альбом музыканта, но посмертный памятник ему. Это запоздалая возможность познакомиться с творчеством Алексея Хрынова, если вам не удалось сделать это раньше. Впрочем, делать это не обязательно. Если бы речь шла о незамеченном при жизни гении, тогда да. Но Полковник не гений. Он не был ни хитмейкером, ни глубоким философом, но писал песни, когда они писались. Если судить по видеозаписям, Хрынов был интровертом, раскрываясь только в дружеской компании. Правда, иногда, на самых удачных концертах, такой компанией для него становился зрительный зал.
Издатели добросовестно укомплектовали DVD записями нескольких выступлений Полковника. Однако и съемка программы телекомпании «СТО», и четыре концерта относятся примерно к одному и тому же периоду. Разные вехи творческой жизни Алексея Хрынова зафиксировать не удалось, зато один из его визитов в Санкт-Петербург представлен аж тремя (!) концертами. Возможно, что это была последняя гастрольная поездка Полковника в северную столицу, так что песни и шутки человека, которому остается жить год с небольшим, вызывают у зрителя DVD всякие грустные чувства, но обратной стороной такого подробного подхода стало ощущение чрезвычайной громоздкости «памятника». Тот, кто запасется временем и усядется смотреть-слушать пятичасовой диск, получит пять или шесть исполнений песен «Два Солнца», «Шел мужик», «Поселковая застольная», одни и те же репризы между композициями, бородатые анекдоты и т.д. – короче, бирка «только для фэнов» была бы здесь не лишней. Неожиданно приятным бонусом стал записанный на квартирнике у Дмитрия Гороховского номер, где Хрынов читает «японские» хокку по мотивам скабрезных частушек. Помимо этого, в тот приезд Полковник много рассказывал о готовящемся новом альбоме «Два Солнца», который помогают записать петербургские друзья, чтобы диск получился хорошим и качественным.
Вот он наконец и вышел, только Полковник его уже не услышит. Музыкальный продюсер Андрей Васильев привлек к работе многих идейных «однополчан» из первого абзаца, поэтому к качеству звука действительно придраться нельзя. Но штука в том, что музыка Алексея Хрынова не очень-то нуждается в каком-то там «саунде»: студийные ухищрения и привлечение фолк-дуэта «Радуйся!» не добавляют ей ничего, чего в ней не было бы, если исполнять просто под гитару (послушайте хотя бы «Осень»). Исключение составляет, пожалуй, композиция «Как всегда». А вообще-то на «Двух Солнцах» Полковник в последний раз поет о том, о чем и всегда: об алкоголе, надежных друзьях, ненадежных подругах, русской тоске - и все с бодрым и, как мы знаем, так и не случившимся «прорвемся».
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia