Максим Леонидов – «Папины песни» ***
«Монолит». Релиз диска состоялся в мае.
Идея «Старых песен о главном» заключалась не только в том, чтобы реанимировать подзабытую советскую эстраду, но и в том, чтобы дать современным поп-звездам возможность покривляться. Простите, продемонстрировать актерские способности. В итоге из бутылки было выпущено чудище обло, озорно и так далее. Старые песни в новом исполнении охотно и неумолимо забили ногами попсовые новинки. Две-три неплохие песни в год сейчас считается нормальным результатом, тогда как лет 25 назад пантеон эстрадной классики пополнялся чуть ли не каждую неделю в «Утренней почте». Те из современных композиторов, которые позволяют себе хотя бы попробовать конкурировать с Исааком Дунаевским, Василием Соловьевым-Седым и Александром Зацепиным, пользуются респектом и уважухой, но пополнят ли их творения со временем плей-лист «Радио Ретро», по-прежнему большой вопрос. А к советской музыке с легкой руки сценаристов «Старых песен о главном» стало принято относиться по-хозяйски, то есть без стеснения использовать ее в любых своих целях. О бережном отношении к первоисточникам и речь вести неприлично: старые песни в хвост и гриву ремикшируются ди-джеями-самоучками, их поют нынешние безголосые поп-звезды, от одних нарядов которых авторов этих произведений хватил бы кондратий. А уж сколько эстрадной классики было перепорчено «фабрикантами»! Выходит, что хороший новый репертуар большинству поп-артистов взять в общем-то негде, поэтому в ход идет проверенная песня. Это еще полбеды, беда начинается, когда старую песню (о главном) используют для самовыражения актуального «селеба»: прикручивают к мелодии и тексту сэмплы и прочие перья и гордятся – вот какой кавер соорудило дарование.
Затянувшееся вступление не имеет отношения к «Папиным песням», ибо Максим Леонидов сделал как раз все наоборот. Взял старые песни и постарался не пополнить ими свой репертуар (ему это ни к чему, у него и своих отличных хватает), а воссоздать дух давно и, казалось бы, безвозвратно ушедшего времени. Аранжировки сделал Евгений Олешев, давний соратник Леонидова еще по хору мальчиков. Полученный результат запросто можно перенести куда-нибудь в 50-е, и Максим с компанией (если компанию подстричь, а темп чуть замедлить) не затерялись бы там в ряду Трошиных, Утесовых и Бернесов. Иллюзии аутентичности способствует и подбор песен, исключающий произведения ВИА 70-х, особенно любимые в караоке и на ретро-фестивалях. «Старый клен», «Дорогие мои москвичи», «Сядь со мною рядом», «Что так сердце растревожено» и другие треки отсылают ко временам советских эстрадных «крунеров». К слову, название «Папины песни» слегка лукавое: отец Максима Леонид Леонидов был известным меломаном и, конечно, не ограничивался в своих пристрастиях советской эстрадой. «Папины песни» - скорее саундтрек к отцовской молодости, а также социально-гуманитарная акция наподобие «Позвоните родителям». Леонидов после смерти папы, с которым был очень близок, не устает признаваться ему в любви – вспомните хотя бы текст песни «Письмо». На обложке диска маленький Максимка сфотографирован с отцом, в буклете опубликована подборка аналогичных снимков участников записи, а также фото Леонидова, довольно поздно ставшего отцом, с его детьми. Короче говоря, позвоните отцам!
Довольно грустную подборку завершает шуточный дуэт с Евгением Маргулисом «Му-Му», зачем-то в двух версиях. Это слегка нарушает целостность настроения – впрочем, весь диск не очень-то претендует на широкую популярность, имея под трек-листом единственный логотип «Радио Шансон». Старые душевные песни в таком количестве – это в большей степени подарок старшему поколению, чем развлекательный аттракцион, с которым их в последнее время принято ассоциировать.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia