Олег Скрипка – «Жоржина» ***
«Монолит». Релиз диска состоялся в июне.
Олег Скрипка чрезвычайно хорош на обложке и в буклете. И делов-то всего – усы нарисовали, а получилось точное попадание в образ украинского представителя малого бизнеса довоенных лет. Добавим немного аутентичной одежды, а остальное Скрипка сыграл лицом, благо артистическими талантами не обделен. «Жоржина» - очередной арт-проект лидера группы «Вопли Видоплясова», на этот раз посвященный эстрадной музыке 30-40-х годов. У песен есть конкретный автор – Богдан Весоловский, про которого москали никогда не слышали по двум причинам. Жил композитор во Львове, и его произведения пользовались большой популярностью на Западной Украине. После второй мировой войны он не выдержал наступившего с присоединением к СССР интернационализма и эмигрировал в Канаду, после чего имя Весоловского старались не упоминать даже на территории Советской Украины, не говоря уж о других братских республиках. Между тем он был хорошо известен в украинских диаспорах за рубежом и среди «западенцев».
Уроженец таджикского Советабада Олег Скрипка сначала доказал, что на украинском языке можно исполнять энергичный рок-н-ролл, а затем полез в фольклорные дебри. Там он много чего накопал, а теперь взялся за еще один подзабытый пласт украинской культуры. Почему нам интересно смотреть на его изыскания, которые никоим образом не затрагивают российский музыкальный рынок, со стороны? В первую очередь потому, что личность Скрипки придает каждому предъявленному им пласту налет театрализованности. Как бы серьезно он сам ни относился к своей просветительской миссии, нам кажется, что Олег Юрьевич талантливо играет в это всё, а украинский язык – не более чем один из элементов его актерского инструментария. Скажем, «Жоржина» получилась весьма кинематографичным альбомом: из звучащей музыки легко воссоздать некую атмосферу довоенного разгула, причем сразу с декорациями и героями. При этом я специально обхожусь без географической или национальной привязки означенного разгула: очень может быть, что фантазия слушателя воссоздает нечто, никогда в реальности не существовавшее. Нет ощущения реконструкции эпохи: где могли звучать такие песни? В буржуазных львовских кафешантанах? Или уже в ностальгически воссозданных в стиле кич эмигрантских заведениях? На фото в белом костюме Олег вообще напоминает начальника УГРО Петро Мусиевича Кривонощенко из фильма «Дежа вю», что вносит окончательную путаницу в попытки идентифицировать время и место уходящей натуры.
Зато благодаря «Жоржине» мы можем лишний раз убедиться в том, что «шлягери 30-40-х рокiв» (шлягеры 30-40-х годов) обладают некими общими наднациональными чертами. Довоенные немецкие песни, знакомые по составленному Олегом Нестеровым сборнику «Юбка», «Утомленное солнце» и другие советские романсы почти аналогичны произведениям Богдана Весоловского – используемый язык не оказывает решающего влияния на стилистику и даже настроение композиций: аранжировки везде кладутся густыми мазками, подо всё можно и нужно «танцевать барышню», а грань между порочностью и культурным отдыхом состоятельных людей крайне расплывчата. Ну, может быть, написанные во Львове времен польской юрисдикции песни Весоловского звучат более «нэпмански» - то есть богато, сыто и расслабленно. Впрочем, нельзя исключать и того, что таким прочтением мы обязаны современному интерпретатору.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia