Тото Кутуньо – «Новая коллекция. Лучшие песни» ****
«Монолит». Релиз дисков состоялся в мае.
Диск-гигант Тото Кутуньо стал первой грампластинкой, в покупке которой я принял сознательное участие. Было мне тогда лет 11. Мы с мамой оказались в универмаге около метро «Сходненская», где в отделе культтоваров царило оживление, перерастающее в столпотворение. «Выбросили», как это в советские годы называлось, пластинку жгучего итальянца Кутуньо, и в условиях тогдашней моды на поющих уроженцев Апеннин покупка диска казалась абсолютно необходимой. Нервозность толпы усугублялась тем, что поступившая на Сходненскую партия «кутуньо» оказалась полностью бракованной. Продавщица скорбно вынимала из конвертов черные виниловые «аудионосители», осматривала их на предмет погнутости и оцарапанности и, находя и то, и другое, веско приговаривала: «Сюда бы товароведа Апрелевского завода, чтобы людям в глаза посмотрел». Наличие дефектов на дисках, однако, не убавляло среди покупателей желающих «окутуньиться». Народ придирчиво выбирал экземпляры, которые казались ему менее гнутыми или поцарапанными, взирал на профиль пластинки фирменным взглядом профессионального филофониста, даже если не очень понимал, что собственно нужно увидеть на бракованном диске. Надо ли объяснять, что мы с мамой, поддавшись общему настроению, занимались тем же самым и радостные ушли из магазина с белой пластинкой за три рубля пятьдесят копеек. Дома оказалось, что на доставшемся нам экземпляре прыгала только одна песня – первая, тогдашний хит «Итальянец» («L’Italiano»). Стакан оказался наполовину полным, поскольку остальные треки играли прекрасно. «Итальянца» я впоследствии для порядка списал откуда-то на кассету, а прочие семь вошедших в диск песен послушал не менее сотни раз. Возможно, что еще пару лет это была единственная пластинка, которую я ставил на проигрыватель.
Поэтому неудивительно, что для меня Тото Кутуньо навсегда остался не автором замечательных хитов Джо Дассена и не композитором, писавшим для мегапопулярного Адриано Челентано, а исполнителем песен «Solo noi», «Soli», «Donna Donna Mia», «Sara», «Innamorati», «Musica», «Flash» и «Donna» (в «монолитовский» сборник не вошедшей). Самым сильным произведением Кутуньо я считаю «Donna Donna Mia» - не подпеть ее драматичному припеву, когда он звучит, по-прежнему совершенно невозможно (хотя дассеновский цикл композитора – не вошедший в эту компиляцию - тоже прекрасен). Да, все рефрены с того диска я до сих пор помню наизусть и даже могу перевести, хотя этим мои познания в итальянском и ограничиваются.
В силу вышеописанных обстоятельств четвертьвековой давности я, во-первых, стал меломаном (а потом музыкальным журналистом, что не всегда одно и то же), а во-вторых, бесповоротно, как показало прослушивание «Новой коллекции», потерял способность объективно оценивать творчество Тото Кутуньо. Полагаю, что с 1983 года он записал еще немало достойных альбомов и хитовых песен, но в обилии представленные на сборнике примеры абсолютно не убеждают, не запоминаются и не вызывают никаких эмоций. Вот если бы их завезли тогда в универмаг на «Сходненской»… тогда да, у этих песен появились бы хорошие шансы затмить «Донну Донну Мию», «Соло ной», и «Иннамораты» (в переводе с итальянского – «влюбленные»). А если бы в универмаге вообще ничего не выбросили – то и сам Кутуньо, не исключено, воспринимался бы мной не более чем добротный представитель старомодной итальянской эстрады.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia