Александр Сокуров: «Люди очень быстро превращаются в свиней»
(О СВОЕМ ВЫСКАЗЫВАНИИ, ЧТО «ГЛАВНЫЙ ПРОТИВНИК ХУДОЖНИКА НЕ ГОСУДАРСТВО, А НАРОД»)
«Потому что это народ указывает художнику на дверь. Народ хочет хлеба и зрелищ - но часто зрелищ жестоких. А подлинных титанов духа приемлет далеко не всегда: вспомните судьбу Солженицына и Шостаковича. Рейтинги сериалов и ток-шоу уже давно выдавливают с государственного телевидения все доброе и разумное. Эти рейтинги - отражение потребностей народа. Вкусы у киноаудитории стали несопоставимо примитивнее, чем при советской власти. Многие зрители вообще ушли из культурного сектора. Жизнь заставила: не хватает на еду - не то что на кино. И душевных сил на просмотр серьезного кинофильма уже тоже нет».
(В ЧЕМ ПРИЧИНА ТАКОЙ СИТУАЦИИ)
«Именно нужда. Тяжелое, русское, очень точное слово. А чтобы изменить содержание вещания на телеканалах, нужна только политическая воля власти. И все. Но такой воли нет тоже».
(ВЫГОДНО ЛИ ВЛАСТИ БУДИТЬ В ЗРИТЕЛЕ ЗВЕРЯ)
«Это не ко мне. Есть те, кто сейчас отвечает за идеологию в стране. Надо задать вопрос им. Почему все так? По-видимому, так выгоднее управлять, преумножать капиталы. Чтобы делать телевидение, гуманное по отношению к тому же зрителю, надо образовывать население, искать в стране художественные ресурсы, возрождать театральные и музыкальные трансляции, менять суть программ для молодежи. Серьезная идеология - большая и неблагодарная работа. Заниматься ею непрестижно и невыгодно. И главное - лень. Лень продюсеров, лень власти».
(О РЕЙТИНГАХ)
«Они делают это сами. Очень большие рейтинги у очень плохих программ на телевидении во всем мире. Но это мы с вами считаем их постыдными. А зритель голосует иначе. Это одна из черт общества потребления. А в России к этому добавляется еще и низкая культура людей».
(О ВКУСАХ НАРОДА)
«Если вы из года в год приучаете его к гнилой похлебке и убеждаете, что ничего другого нет и не будет, он в итоге привыкнет хлебать это телевизионное пойло. Люди очень быстро превращаются в свиней. Что и происходит. Тут не надо быть философом: сначала - противно, несварение желудка, а потом, как в тюрьме с баландой: не хочешь, а съешь. Это очень простой психологический механизм. Никакого фокуса и тайны».
(МОЖНО ЛИ ПРИУЧИТЬ ЛЮДЕЙ К ДОБРОМУ, РАЗУМНОМУ, ВЕЧНОМУ)
«Конечно. Можно помочь людям жить достойной жизнью. Тут я не пессимист. Если власть станет разумно ориентировать СМИ, хотя бы государственные, то число людей, которые отвернутся от тупых сериалов, начнет расти в геометрической прогрессии. Другое дело - нужно ли это самим телеканалам?»
(ПОЧЕМУ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ НА ВСТРЕЧАХ С ПРЕЗИДЕНТОМ И ПРЕМЬЕРОМ ТАК РОБЕЕТ)
«Потому что не тех зовут. Как правило, не те люди оказываются за столом с руководителями страны во время таких диалогов».
(ПОЧЕМУ КУЛЬТУРНАЯ ЭЛИТА НЕ ОЗВУЧИВАЕТ ЧАЯНИЯ НАРОДА)
«Боязнь потерять статус, источники благосостояния, попасть в опалу. Никаких особых нравственных угрызений и мучений совести тут нет. Просто им страшно за свой бизнес - и все. Артисты, которые участвуют в шоу- и другом бизнесе, давно уже не артисты, а обслуга власти. Они связаны с нею кровным экономическим интересом и могут поддержать любую, самую ошибочную идею. Сколько таких крупных деятелей культуры голосовали за строительство башни «Газпрома» в Санкт-Петербурге? И где они теперь? Они не ожидали, что проиграют. Эти люди всегда интересуются только своей выгодой».
(О ПОВЕДЕНИИ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ НА ВСТРЕЧАХ С ЕЛЬЦИНЫМ)
«Бориса Николаевича они не боялись вообще. Он ко всем относился одинаково и терпимо. И никому не затыкал ртов. Поэтому, несмотря на его недостатки, к нему относились с пониманием. Для интеллигенции он был как бы своим».
(ПОЧЕМУ НАРОД ВЫБИРАЕТ ТЕХ, КТО О НЕМ НЕ ЗАБОТИТСЯ)
«Потому что политика - слишком сложный механизм. Государством надо уметь управлять. Гражданам, которым предлагают принять участие в этом управлении, надо многому научиться. Прежде чем получить водительские права, мы изучаем правила дорожного движения и устройство машины. Так же и тут. Мы должны голосовать, разбираться в документах, которые предъявляет нам государство. Большинству населения это сейчас не по силам».
(МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА)
«Может. В Швеции социальный баланс так или иначе достигнут. И мы тоже не какие-нибудь уроды. Но без участия народа это невозможно. Если люди сами не договорятся, ничего не выйдет. Например, есть кондоминиумы, где жильцы объединяются и следят за своими домами. Я в таком кондоминиуме жил. Заходишь во двор или в подъезд - и ты в другом мире. Работают все коммуникации, нет проблем с водой и газом, кругом чисто. А в соседнем дворе просто за голову хватаешься: подвалы затоплены, лестницы грязные, везде протечки. И там, и там живут обычные граждане».
(О ПРОБЛЕМАХ БОГАТЫХ И БЕДНЫХ)
«Уверяю вас, у богатых тоже есть проблемы. Но нищета угнетает и неизбежно толкает на преступление. Часто человек борется за выживание и при этом знает, что помощи ждать неоткуда. Что он погибает. И когда чувствует себя загнанным в угол, начинает воровать, грабить, идет на убийство».
(ВИНОВАТЫ ЛИ БЕДНЫЕ В СВОЕЙ БЕДНОСТИ)
«Так думают люди, которые не испытывали настоящей нужды. В России говорят: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». В любой момент из-за трагической случайности можно потерять все - работу, сбережения, близких. Все начинает рушиться. От этого не застрахован никто. Но не стоит отсюда делать далеко идущие выводы, выносить приговор. Даже суд не всегда имеет право судить человека».
(КАК ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ СРЕДИ ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ ЧЕСТНАЯ РАБОТА И БЛАГОРОДСТВО)
«Многие так и не находят ответ на этот вопрос. И падают все ниже. Но можно найти в себе силы, чтобы преодолеть эту инерцию падения. И искать опору рядом. Не замыкаться, просить о помощи. Обычно выживают те, у кого есть система человеческих связей. Друзья не дадут пропасть, если ты тоже в трудный момент поддержал кого-то. А если неоднократно предавал, обманывал – отвернутся».
(ПОМОГАЕТ ЛИ КИНО ДЕРЖАТЬСЯ)
«Некоторым - да. У всех кинематографий мира есть фильмы, которые показывают свет в конце тоннеля. Выход из жизненного тупика. Сказки для взрослых нужны всегда».
(«Аргументы и факты», 10.08.11)
Хоакин Феникс не хочет получить «Оскар»
Актерская игра Хоакина Феникса в «Мастере» Пола Томаса Андерсона в любом случае будет оценена премией «Оскар», считает Vulture, впрочем, сам актер пренебрежительно отзывается о призе Американской киноакадемии.
Так, он сообщил в интервью изданию Interview: «Думаю, что это полная чушь. Я не хочу быть частью этого. Я в это просто не верю. Это морковка, но худшая на вкус из всех, что я пробовал. Это полностью субъективная награда… И самая глупая вещь во всем мире».
Брэд Питт: «Я бы с радостью поработал в Болливуде»
Брэд Питт признался, что упустил возможность поработать с актрисой Айшварией Рай в картине «Троя», но заявил, что всегда хотел записать танцевальный номер в стиле Болливуда.
Таким образом, популярный голливудский актер присоединился к Тому Крузу и Хью Джексону, звездам, которые в свое время выражали желание работать в Болливуде.
— Индийский кинематограф, кажется, неплохо развивается. Я бы с радостью поработал в Болливуде, в этих картинах много драмы и цвета. Пока неизвестно, когда я решу отправиться в Болливуд и сняться в этом танцевальном номере со всеми актерами на заднем плане, — сообщил в интервью Брэд Питт.
Джуд Лоу: «Мы хотели бы сняться в “Шерлоке Холмсе 3”»
Исполнитель роли доктора Ватсона в обеих картинах Гая Ричи о знаменитом сыщике Джуд Лоу сообщил в интервью Collider, что он и Роберт Дауни-младший были бы не прочь сняться в третьей части «Шерлока Холмса».
Напомним, что вторая серия собрала в мировом прокате более $540 млн, а студия Warner Bros. уже наняла сценариста Дрю Пирса («Железный человек») для работы над третьей серией.
— О третьей части уже идут разговоры, я знаю, что обсуждается сценарий, но Дауни и я, мы очень занятые парни. Впрочем, мы бы хотели сняться в третьей серии. Мы очень счастливы работать вместе, — сообщил Джуд Лоу.
(Totalfilm.com, 18.09.12)