Jukebox – “Rodina, часть 1” ***
Jukebox. Релиз диска состоялся в июне.
Трио Jukebox исполняет музыку без применения музыкальных инструментов, сочетая сразу две нестандартных техники: они одновременно и вокальное трио, и битбоксеры. Как вокальные коллективы, так и лица, имитирующие голосом разнообразные звуки, встречались неоднократно, но все же не столь часто, чтобы не причислить их жанры к оригинальным. А объединившие эти приемы Илья Иванов, Владимир Иванов и Гарри Краулис выглядят оригиналами вдвойне. В 2006 году их творческий поиск был удостоен специальной премии Аллы Пугачевой на фестивале «Пять звезд»; после этого трио перебралось из Казани в Москву, выпустило два альбома (рецензируемая пластинка – в дискографии вторая), стало ожидаемым гостем на телепередачах - однако, увы, не переросло статус «музыкального аттракциона», каковым воспринимается при первом знакомстве. Это по-прежнему скорее прикол и диковинка, чем полноценный участник музыкального процесса. Есть ощущение, что творческий поиск «Джукбокса» сразу увенчался творческой находкой, на чем благополучно и застопорился. Группе не хватает какого-то креативного следующего шага, который, на мой взгляд, должен быть связан с изменениями в репертуаре.
Пока же – и новый диск это подтверждает - Jukebox все еще берет формой, а не содержанием. Собственные произведения в основном представляют собой абстрактную любовную лирику с налетом арэнби. Да, участники команды с помощью одних лишь ртов замечательно аккомпанируют лид-вокалу Владимира Иванова, но, если абстрагироваться от методов звукоизвлечения, слушать эти песни будет достаточно скучно. Немного веселее становится, когда трио обращает внимание на жанр регги, как в треке «Я-я-я», считающемся самым актуальным хитом «Джукбокса». Но и тут сразу легко отыскать аналоги – например, «Пятница», тоже не злоупотреблявшая использованием большого количества инструментов, и «Бумбокс». Сравнения оказываются не в пользу наших героев: та же «Пятница» при скромных аранжировочных средствах наполняла свои произведения такой бездной аллюзий и смысловых слоев, что на этом фоне песни Jukebox кажутся слегка примитивными. Ну а после неожиданного зрительского успеха «Бумбокса» в России «Я-я-я» может показаться попыткой поэксплуатировать чужую популярность. Из своих песен «Джукбокса» выделяется «Фрейд», поскольку в кои-то веки группа выбрала забавную тему про то, что «иногда банан – это просто банан». Регги-полемика с доктором Фрейдом выглядит вполне остроумной, несмотря на отчасти рискованный текст («яйцы – это просто яйцы, из них потом курицы вылупляйцы»).
Кроме того, Jukebox по-прежнему охотно делает битбоксерские римейки известных песен, что гарантирует им дальнейшие приглашения в «Достояние республики» и прочие программы, где исполняют кавер-версии. На альбоме «Rodina, часть 1» особенно поражает эклектичность обрабатываемой музыки – в диапазоне от «Папиных дочек» до «Зимнего солнца» из репертуара группы Tequilajazzz. И без того шуточная «чайфовская» «Аргентина - Ямайка» обогатилась всякими «пыщ-пыщ» и вовсе уж непристойными звуками, а бутусовские «Гороховые зерна» - какими-то восточными интонациями: обработчики явно не хотят спасовать перед мощным оригиналом, поэтому в желании авторизовать его слегка переливают через край. Правда, не всегда: то же «Зимнее солнце» переделано довольно бережно.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia