Сергей Минаев: «Ни Бах не нужен, ни Моцарт, главное – вышел, дернулся, подпрыгнул, и все довольны»
(ПОЧЕМУ ГРУСТНЫЕ ПЕСНИ ПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ В НАРОДЕ)
«Я почувствовал, что вы намекаете на некую российскую ментальность: что грусть и грязь во дворе, вечная осень, переходящая мягко в зиму. И грустные песни больше соответствуют нашему человеческому типу. Поэтому в этом есть какой-то смысл».
(КАК ЕМУ УДАЛОСЬ СТАТЬ ПОПУЛЯРНЫМ С ВЕСЕЛЫМИ ПЕСНЯМИ)
«Думаю, никакого секрета нет: я пытаюсь выбраться из сугробов, обильно посыпанным реагентом, и мне приходится бросаться в крайности, писать что-то очень веселое, хулиганское. Думаю, это у меня в крови: мой папа ерничал еще во дворе, на Преображенке, 80 лет назад».
(КТО ЕГО НАУЧИЛ ЮМОРУ)
«Папа, мама, друзья, жизнь, страна. Я считаю, что у нас такая замечательная страна: если с утра ко всем новостям относиться серьезно – не доживешь до полудня. Последнее хулиганство за последний год: у меня была пародия на доктора Хренова. Это политическая сатира. Но в юности я не мог себе такого позволить: во-первых, боялся, а во-вторых, это все равно бы не опубликовали. Сейчас интернет, гораздо проще. Сейчас я думаю, что мое отношение к жизни вряд ли изменилось, оно стало более осмысленным. И я понимаю, что есть вопросы, которые ворошить опасно».
(О ПЕСНЕ «КАРНАВАЛ»)
«В первый раз это было на студенческих дискотеках, где я пробовал себя в качестве ведущего. Это было очень скучно. И для того, чтобы не просто крутить какие-то песни, не просто ставить треки, как сейчас говорят, я пытался разнообразить какими-то комментариями, какими-то подпевками, запевками. И так появилась эта песня. Не забывайте, что в основном на дискотеках преобладал иностранный язык. Мне не хватало русского языка. Мне хотелось бы, чтобы русский язык звучал, потому что он поется так же замечательно и звучит в песнях так же легко, как, например, английский или итальянский. И песня «Карнавал» поэтому была написана и придумана. Хотя это аналог французской песенки, но мне тогда было проще так делать. Я начинал не с оригинальных треков, своих личных, а с таких перепевок. Что для диск-жокея совершенно очевидно, это до сих пор наш хлеб и соль».
(НУЖНО ЛИ БОЯТЬСЯ ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА СЦЕНУ)
«Если думать, что тебя воспримут на «ура» – это лучше не выходить на сцену. Я даже сегодня пришел – не могу сказать, что у меня поджилки трясутся, но есть адреналин, который все равно меня возбуждает. Возбуждение все равно есть, есть волнение – получится, перепутаешь, запутаешься, не так скажешь».
(О РОССИЙСКИХ ЗВЕЗДАХ)
«Очень люблю всех наших звезд, особенно когда они сами рассказывают о своих успехах и своих чемпионствах. Я не видел ни одного футболиста, который сам себя хвалит, как он выиграл чемпионат мира. Я считаю, что нашим звездам тоже нужно поскромней себя вести».
(О ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНИ)
«Звездную болезнь переболеть невозможно. По-видимому, это будет хроническая болезнь. Все зависит от того, какие рецессии, какие обострения у этой болезни бывают. Они у меня проявляются по-всякому. Единственное, что иногда это помогает в борьбе на рынке или в общественном транспорте, или в аэропорту. Например: вы что, с ума сошли, народному герою подсовывать тухлую колбасу? Это я использую. Или когда самолет уже взлетел, а мне надо на нем улететь – у меня есть кнопка договориться с диспетчером, чтобы самолет вернулся в аэропорт и я на него все-таки успел. Вот здесь звездную болезнь я использую – гиперзвездную болезнь. А в остальном я стараюсь ее давить всякими средствами».
(ЧТО ТАКОЕ «СТЕБАЛОВО»)
«Кто не знает, что такое «стебалово» – это ерничество, пародия, ирония, в том числе самоирония, это издевательство. Потому что когда делаешь какие-то очень смешные вещи с очень серьезным выражением лица, или глупые вещи с очень серьезным выражением лица, – то это провокация. В том числе и песня «22 притопа, 22 прихлопа, обо мне узнает вся Европа». И весь мир думает, каждая наша звезда, звездулька».
(СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ МУЗЫКАЛЬНЫМ КРИТИКОМ)
«Нет, ни в коем случае. Я ничего никогда не критикую. Музыкальный критик – это совершенно идиотская профессия, особенно в шоу-бизнесе. Потому, что как правило занимаются этой профессией люди, никакого отношения к музыке не имеющие. Но если в шоу-бизнесе с музыкой вообще проблемы, там неважно, какая музыка, важна история вокруг этого артиста, его личная жизнь, его уголовное прошлое или будущее, и так далее. То есть вся эта информационная накрутка. В классической музыке музыкальные критики говорят, существуют, но они не заходят в шоу-бизнес, потому что они понимают, что здесь им просто делать нечего. А что касается наших музыкальных критиков, то, с чем мне приходится иногда сталкиваться – из них сто процентов не имею музыкального образования, не умеют петь, ни на чем не играют. Ну давайте я буду сейчас критиковать вашу радиостанцию, при этом не имея никакого отношения и не понимая в этой профессии ничего. Это просто невозможно. Поэтому критиковать я никогда не буду никакой шоу-бизнес. Мое к нему личное отношение: я его знаю изнутри. И относясь в этой песне к 22 притопам, к 22 прихлопам вот так, как относится к этой песне Сергей Минаев, я показываю свое личное отношение. Ни Бах не нужен, ни Моцарт – никто. Главное – вышел, дернулся, подпрыгнул, и все довольны. Думаю, поэтому музыкальные критики в шоу-бизнесе не нужны».
(О МУЗЫКАЛЬНЫХ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАХ)
«Музыкальным издевательством я считаю многие наши музыкальные фестивали, которые проводятся с таким пафосом, с такой претензией на качество и музыкальный фестиваль. Там ведущие – вы же наблюдаете, идет какой-то музыкальный фестиваль – ведущие ерничают между номерами, издеваются. В принципе, это мой стиль ведения в 80-х, а при этом идут серьезные номера. Это есть бал. И как чувствует себя публика, которая приходит послушать этих гламурных исполнителей, смотрит на них, восхищается их туалетами. А над ними издеваются ведущие. То есть идет полная дискредитация. Это и есть с моей точки зрения издевательство. Единственное, я не понимаю, зачем это делается. Потому что любой номер под номером 1 в хит-параде, 2 или 3, тут же, извините, обкладывается со всех сторон. А зритель сидит. Как при этом зритель себя чувствует? Это издевательство. Они не понимают, кому верить – этим шутам? То ли восхищаться, то ли наоборот. Совершенно верно. Я думаю, что это и есть издевательство. Другое дело, кого увольнять: ведущих, или выкидывать эти песни. Пусть они сами подумают».
(ОБ АУДИОПИРАТСТВЕ)
«У меня есть пластинка: «Пираты 20-го века» про музыкальное пиратство. Меня обвиняли в том, что я являюсь пиратом, я это прекрасно понимал. Но пиратом являлась страна, в которой мы проживали, законов у нас не было подписано. Поэтому никакие авторские права мы не нарушали. В том числе и я, первый пират Советского Союза. Хотя пират должен воровать и зарабатывать на этом. А я просто пел. Зарабатывали те, кто это продавали, зарабатывали на этом деньги. Мой труд заключался исключительно в работе со зрителями во время концертных мероприятий. Перепевки были, очень много было из своего материала. А те, кто переписывали меня и продавали – я думаю, их надо было хватать за хвост. К пиратству я отношусь отрицательно».
(«Радио КП», 31.08.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)