Умер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамойГлюкоза назвала свое задержание в аэропорту заказом влиятельного человекаКлава Кока рассталась с Александром Повериным«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: грандиозный симфонический концерт во славу гения Чайковского пройдет в БКЗ «Октябрьский»Участник One Direction Лиам Пейн погиб в АргентинеАгата Муцениеце пожаловалась, что ее сын хочет остаться с Павлом ПрилучнымМария Луговая родила Сергею Лавыгину сынаРоссийские стриминги будут маркировать музыку иноагентовУмер композитор и певец Вячеслав ДобрынинАни Лорак получила предложение руки и сердца в день рожденияУмерла актриса Мэгги Смит

Владимир Шахрин: «Мы стали менее свободны от самих себя»

(ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СЕГОДНЯШНИЙ «ЧАЙФ» ОТ РАННЕГО)

«Сейчас нам гораздо сложнее удивить, это главное! Мы уже стали стандартом, одним из главных в русском роке. Есть звучание Гребенщикова, Бутусова, Кинчева, Шевчука, а есть и наше… Записали новую песню, выложили в интернет – ну и что? Просто очередная песня «ЧайФа». Мы стали гораздо менее свободны от себя самих. Тогда, вначале, не было никакой ответственности – сейчас она есть. Пазл сложился, все детальки на месте, и вот все, что в этот пазл не ложится, – меня не устраивает. А когда был наш тот самый, первый концерт, то ничего этого не было!

Но посмотри с другой стороны. Мы ведь много экспериментировали в свое время. И хард-роком баловались, были и опыты с джазовыми аранжировками, и симфоническая группа была, и эксперименты с электронной музыкой… Чего только не было! Все это не пропало, но не стоит дальнейшего развития. Объяснить это я могу очень просто. Вот мы пишем в студии новый альбом. Две гитары, бас и барабаны. Все! Это практически традиция, корневая для рока музыка. Нам уютно в этой форме. Она наша. И потом – главное, чтобы было что сказать! Мне вот, кстати, мои московские друзья, которые ходят практически на все концерты, а в Москву сейчас кто только ни приезжает, сказали, что за последние месяцы лучшим был концерт Джона Фогерти из Creedence Cleawater Revival. Сырой, непричесанный, старый, добрый американский рок, корни, традиция… Меня порадовало, что это так все еще востребовано… Так что по поводу нас самих у меня никакого самобичевания нет, хотя я, как ты знаешь, человек очень самокритичный. Но ведь есть множество молодых музыкантов, которые могут предложить что-то, еще не существовавшее до сих пор. Пусть и предлагают, экспериментируют…»

(О ПЕСНЯХ ПРОТЕСТА)

«У нас еще какой-то протест был в рок-музыке в первой половине 90-х, а к 1998 году все это закончилось… Меня иногда спрашивают: почему вы не на баррикадах? А я хочу спросить в ответ: а против чего мне идти на эти баррикады? Когда мы начинали, то протест был совершенно обоснованным. Против чего все это было? Мы хотели слушать и играть ту музыку, которую нам не давали ни играть, ни слушать! Мы хотели читать книги, которые нам запрещали читать! Нам хотелось ездить, куда хочется, а не куда можно! То есть мы хотели определенной свободы, и что? Мы ее получили. И против чего тогда идти на баррикады? Я не понимаю абстрактной свободы. В одной из последних песен я написал: «Драться как-то дешево, дорого молчать!». Это и есть сейчас мой протест. Пусть многие не согласятся, только что базарить без толку? У кого есть конструктивные предложения? Кто знает, как надо? Что, просто ради очередной революции? Не дай нам Бог революции!»

(О РОССИЙСКОЙ ПОПСЕ)

«Если ты про попсу, то ее на самом деле просто нет уже сейчас в том понимании, как на Западе. Лет десять назад еще запускали проекты, сделанные по лекалу, но они не пошли у нас. Все эти «Белки», «Стрелки» и так далее… Сейчас… А сейчас просто кабацкая музыка, такая родная для русского уха, и с этим ничего не поделать! Ее называют шансоном, хотя какой это шансон!? Русский рок, кстати, смог адаптироваться к русскому уху, может, тут просто сыграла свою роль бардовская песня 60-х, да и вообще то время. Но рок есть, а попсы нет! У попсы даже в клубах концертов нет. Глядя на все это, я понимаю, что за последние лет 300 ничего не изменилось с нашей ментальностью. В головах ярмарка да кабак, а это и есть современный русский шансон. Вот было время, когда я работал на стройке. После работы я один из всех шел домой слушать пластинки, а остальные слушали музыку в кабаке… Сейчас ее слушают в концертных залах, по телевизору… Что с этим поделаешь? Есть восемь процентов примерно, которые читают книги, смотрят нормальные фильмы, слушают нормальную музыку… Так они всегда и были этими восемью процентами. Надо просто делать свое дело и пытаться делать это хорошо.

Мы, к счастью, можем позволить себе быть в стороне от этого безумия телевизионного. Принимаем участие лишь в тех проектах, которые кажутся нам достойными. Приняли, например, предложение поучаствовать на Первом канале в программе «Достояние республики», посвященной 50-летию Славы Бутусова. Нам предложили спеть «Шар цвета хаки». Мы согласились, хотя сами выбрали бы другую вещь из репертуара «Наутилуса». Принимали участие в большом телевизионном концерте памяти Владимира Высоцкого – чего тут стесняться? Этим гордиться надо! Так что попса сама по себе, точнее, память о попсе, шансон – сам по себе. И мы сами по себе. Телевизор же я практически не смотрю, хотя если есть желание, то сейчас столько каналов, что можно найти тот, который тебя не грузит всем этим дебилизмом. Есть «Культура», есть «Дождь», есть все эти познавательные каналы типа Discavery. А кто хочет в кабак, пусть идет в кабак».

(САМЫЕ ПАМЯТНЫЕ КОНЦЕРТЫ)

«Два. И разных абсолютно. Первый – в Лондоне, в 1997 году, в зале «Астория». Это для меня была очень важная веха, хотя бы потому, что свингующий Лондон 60-х, его музыка – это то, на чем мы выросли. Играть в этом городе и почетно, и ответственно. Когда же после концерта к нам в гримерку зашел Гэри Ньюмэн (культовый английский рок-музыкант, певец и автор песен, один из ведущих исполнителей британской новой волны. – Прим. Ред.) и сказал, как круто это было и что такой музыки у них уже лет 30 никто не играет, а потому жаль, что вы поете на русском, здесь вы бы всех умыли, то мы поняли, что победили! На том же концерте был и Сева Новгородцев. Он позвал нас на Би-би-си. Там мы записались, может, выпустим альбом когда-нибудь…

Ну а второй… Это Чечня, февраль 1996 года. Мы с Бегуновым вдвоем поехали с программой «Взгляд» туда… И вот в один из дней, а мы уже дали два выступления, подходит к нам полковник и говорит: «Ребята, тут десантники только что вышли из боя, потери большие у них... Сыграйте им… Вдруг поможет отойти?» – «А где играть?» – «Да в столовой вот, в палатке!»

Мы в эту палатку. Там столы. Сели на один. Входят десантники… Ждали таких здоровых парней, а появляются пацаны – грязные, тощие, с испуганными глазами. Просто по сердцу все это! Несколько раз останавливался, когда пел, чтобы слезы сдержать. К концу они отошли, повеселели, так что не зря мы с Бегуновым этот концерт отыграли!»

(ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ)

«Ну, самые известные – «Ой-е», «Поплачь о нем» и еще несколько таких же. Я к ним уже даже не отношусь, как к своим, они живут вне меня, сами по себе. Действительно, ушли в народ и там поселились! Я же очень люблю «Черные дыры», это «Откуда берутся черные дыры / На небе и на потолке? / Все больше свободных мест / В списке званых гостей, / Плохих новостей / У Деда Мороза – целый мешок. / Каждое утро / Одно и тоже...» Нравится мне она очень. И две из новых, ты их еще не слышал, да и никто не слышал. «Тук всем сердцем, тук…» и «Нет горизонта». Вторая особенно, про человека, который всю жизнь хотел бы жить у моря, и вдруг понимает, что время прошло, он уже немолод, а мечта так и останется мечтой…»

(ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ)

«Плотно слушаю винил, могу себе это позволить, аппаратура хорошая, собрал почти всех Kinks и Small Faces. Много слушаю калифорнийской психоделической музыки конца 60-х – начала 70-х. Весь Дэвид Боуи у меня собран, Beatles, Rolling Stones, Боб Дилан. Слушаю американскую эстраду конца 40-х – начала 50-х годов, джаз… Из наших? «Аквариум»… Чаще всего Гребенщиков. Он все еще удивляет. Сидит на своем облаке, вроде бы ничего нового не делает, но для меня это всегда интересно! Люблю «Калинов мост» иногда послушать, нравится, как поет Ревякин. Но тут своя сложность, часто, слушая песню новую какой-либо группы, начинаешь воспринимать ее не целиком, а как она сделана, разбирать по частям… С «Аквариумом» у меня такого никогда не бывает!»

(УСТАЛ ЛИ ОТ МУЗЫКИ)

«Честно? Иногда понимаешь, что устал просто зверски, все эти перелеты, смены часовых поясов, сегодня в Иркутске, завтра в Новосибирске, и тому подобное… А иногда… Вдруг такой кураж появляется, такой адреналин прет, что не хочется со сцены уходить!»

(«Трибуна», 14.09.11)

Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»

НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»

- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.

СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?

- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...

РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?

- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.

ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!

НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?

- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...

ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?

- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.

(Life Showbiz, 19.12.12)

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»

О КАРАОКЕ-КЛУБАХ

- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.

ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА

- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.

ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?

-  Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.

О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ

- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.

О НОВЫХ ПЕСНЯХ

- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.

О ВЕЩАХ

- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?

-  Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?

-  Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.

ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?

- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.

О ТАТУИРОВКАХ

- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ

- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.

КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?

- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.

КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?

- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.

О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ

- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.

О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА

-  Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...

(«Факты и комментарии», 17.12.12)

Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»

О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ

— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».

О ПРАЗДНИКАХ

- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.

ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?

— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.

О ПОДАРКАХ

— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.

КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?

— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.

О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.

О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ

— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.

(«Аргументы и факты», 13.12.12)

β 16+