Оксана Казакова – «Oxygen» ***
Оксана Казакова и Алексей Филиппов. Релиз диска состоялся в сентябре.
Группа «Ассорти» существует уже семь лет, но при этом особых хитов за девичьим коллективом не значится. Как и многие проекты продюсера Евгения Фридлянда, участницы команды вроде как недурно поют, но обладают совершенно незапоминающимся репертуаром. Некоторое время назад состав группы существенно поменялся, однако это как раз тот случай, когда хочется сказать: ой, а мы еще старых не запомнили! В общем, если подходить к «Ассорти» с традиционными мерками, можно долго рассуждать о бессмысленности существования такого проекта. Но давайте зайдем с другой стороны: продюсер же сам себе не враг, зачем ему держать группу-«обузу», да еще набирать в нее новый состав? Ответ прост. В историю поп-музыки «Ассорти» вряд ли попадет, но у нее и нет такой задачи. Цель проще и приземленнее – зарабатывать на корпоративах. С «ВИА Грой» конкурировать команда не собирается, но ведь продюсерское детище Константина Меладзе и не всем по карману. А веселиться под легкую музыку в исполнении красиво раздетых девиц хочется не только олигархам. Эконом-вариант для корпоративов – эту нишу «Ассорти» заполняют прекрасно, и критикам, удивляющимся, где достойный репертуар, пора бы уже перестать беспокоиться.
Но критики – народ, видимо, неисправимый. Вот одна из «ассортишек», Оксана Казакова, затеяла выпускать сольный альбом. И сразу возникли надежды на какое-то интересное музыкальное высказывание. Ведь тезка и однофамилица олимпийской чемпионки по фигурному катанию считается в группе «Ассорти» самой голосистой, к тому же Оксана увлекается джазом и даже презентацию устроила на джазовой площадке! Что тут думать? Сейчас она покажет, на что способна, вырвавшись из постылой попсы! Критиков не насторожило даже банальное (любую Оксану непременно хоть раз в жизни «рифмуют» с «оксигеном») название сольной пластинки и китчевое оформление (не любой поп-артист фотографируется в индейском головном уборе, но каждый об этом мечтает). Не менее тривиальным оказалось и музыкальное наполнение диска. Джазом тут и не пахнет (ну, почти), а вокальные способности Казаковой либо не проявляются, либо сводятся на нет бесцветным песенным материалом. Музыка не раздражает, во всех смыслах: это среднестатистический поп с элементами арэнби, совершенно фоновый. Упорный автор, правда, послушал пластинку раза четыре – только после этого удалось разглядеть симпатичные поп-боевички «Взлетая» и «Компромиссов нет», а также – ближе к финалу альбома – пару треков, где Оксана не стесняется петь на все деньги. Но будут ли так же внимательно слушать ее на корпоративах, для которых предназначен этот сольный материал? Да-да, мы видим здесь то же «Ассорти», вид сбоку: такое же старательное, чуть более самостоятельное и некоммерческое, но столь же развлекательное и диетическое. Сольный проект - небольшой семейный бизнес Оксаны Казаковой и ее супруга Алексея Филиппова, позволяющий певице не полностью зависеть от продюсера на основной работе. «Альбом создан без чьей-либо финансовой и спонсорской поддержки», - сообщается на обложке рядом с копирайтом. Фраза не столько умиляет, сколько вызывает жалость. «Без финансовой и творческой поддержки» автор большинства песен Алексей Филиппов не сумел добиться даже того, чтобы в буклете его собственное имя писали правильно. В шести (!) случаях в нем пропущена буква «к».
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia