Олег Скрипка: «Если артист к нам приехал — это четкий показатель, что его рейтинги на Западе упали»
(О СВОЕМ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ)
«Для многих арабская, индийская, пакистанская музыка — просто шум, а я ее чувствую. В ней очень важен ритм. Проблема российской и украинской постсоветской музыки в том, что она очень бедна ритмами. Я заметил, что, когда на дискотеке включаешь ритмически насыщенный трек, публика теряется, рассасывается. Это цивилизационная проблема. Ученые говорят, что духовность можно вычислить и изобразить математически. Можно сказать, духовность определяется ритмической структурой человека: насколько человек бедно, просто и примитивно чувствует ритм, настолько он духовно неразвит. Недаром индусы играют на таблах раги — это ритмические молитвы, которые они заучивают, чтобы чувствовать ритмические связи мира. Наши люди ритмически необразованны, и поэтому у нас, например, плохие дороги. Мы не ощущаем этот мир в целостности, мы социально неэффективны».
(О МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ)
«Мы жили за культурным «железным занавесом». Когда в Европе и Америке в 60–70-х годах происходила психоделическая революция, период постмодерна, хиппи, шло обогащение музыки ритмами. У нас же на государственном уровне пропагандировались польки, марши. Это делалось для того, чтобы народ становился простым и управляемым. Чем меньше индивидуальности в человеке, тем легче им манипулировать. Поэтому мы отстали от Запада, поэтому Советский Союз проиграл технологические гонки. Музыка тоже связана с технологиями, а технология создания музыки — это ее ритмическое насыщение. Мы ведь постоянно сидим на секонд-хэнде с Запада. Бритни Спирс приезжает к нам, когда там она уже никому не нужна. К нам постоянно ездят Nazareth и Deep Purple, а когда они там были популярны? В Москве уже не так, а в Киеве точно: если артист к нам приехал — это четкий показатель, что его рейтинги на Западе упали».
(ПОЧЕМУ НАС ОДОЛЕЛА ПОПСА)
«Попса — это легкодоступное удовольствие, сладкое, как конфеты. Ты съел конфету — быстро и легко получил удовольствие. Чтобы догнаться, тебе надо конфету еще слаще. Потом еще и еще, а потом у тебя теряется фигура, настроение, во рту непонятно что, натуральные продукты ты есть уже не можешь, потому что рот забит непонятно чем. Это как наркомания. Музыкальным каналам такая подсадка на попсу выгодна, они гонятся за прибылью, а этот музыкальный эрзац намного дешевле, чем создание песен с живыми инструментами. Это ГМО продается, но все равно на уровне подсознания любой человек чувствует какой-то обман. Так портится культурное здоровье нации в общем. Рано или поздно это станет непереносимо, настанет точка невозвращения, и произойдет некая культурная революция, она может быть мягкая, может быть резкая. В Америке и во Франции это произошло в 60-х годах, молодежь чуть не свергла власть. Но это было жестоко подавлено, сработал инстинкт самосохранения государственности».
(ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ЕГО ПОДХОДЕ К МУЗЫКЕ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 25 ЛЕТ)
«В начале нашей карьеры я воспринимал музыку чувственно, я испытывал какие-то эмоции, щемящее чувство в груди... Грубо говоря, у меня были определенные вокальные данные, я любил рок-музыку и пытался передавать это эмоционально. На концертах у меня бывали настолько большие выбросы адреналина в кровь, что я не чувствовал боли, опасности и каких бы то ни было рамок: срывал голос, ломал копчик, ломал ноги. Сейчас я музыку чувствую технологически. Звучит какая-то мелодия у меня в голове или меня просят сделать кавер на какую-нибудь песню, и я уже понимаю, какими инструментами это сделать, в какой студии это записывать, в каком продакшне это будет, в каком радиоэфире это может звучать и какой клип с каким режиссером снять. Если у меня эта схема не вырисовывается, машина по работе над песней не запускается, потому что это просто бессмысленно. И так очень много идей не реализовано».
(ИСПЫТЫВАЕТ ЛИ КАЙФ ОТ МУЗИЦИРОВАНИЯ)
«Кайф всегда тот же самый, кайф в том, что твой творческий продукт дошел до слушателя. На самом деле сейчас кайфа больше, потому что этот путь связан с технологиями, как ни крути. Технология несрыва голоса до конца концерта, технология записи в студии, технология съемки клипа, технология конечного результата — донести песню. Когда мы начинали, коллективов было очень мало. Тогда информация доходила до слушателя в сыром виде, сразу. Сейчас огромный поток информации, и в этом потоке надо пробиться — это совершенно другая ситуация. Мы на огромной площади, где одновременно говорит очень много людей. Надо кричать, чтоб тебя услышали. Как бы тонко эстетически ты что-то ни делал, огромная толпа народа вокруг тебя мешает быть услышанным».
(ПОЧЕМУ ПЕРЕСТАЛ ВЫПУСКАТЬ ДИСКИ)
«Альбомы перестали продаваться. К тому же публике не нужны новые песни. На концертах их исполнять нереально, все ждут «Весну». Это феномен старого коллектива и феномен шоу-бизнеса. Во-первых, рок-музыке вообще сейчас не очень хорошо живется, а во-вторых, слишком много коллективов, сознание людей перегружено ими. Но мы все равно пишем песни, просто путь от написания до издания песни сейчас очень долгий, со всеми студиями, инжинирингами и так далее, а мы ведь постоянно концертируем. Выпускаем синглы, но народ о них мало знает. Мы выпустим альбом, и не факт, что вы о нем узнаете».
(О ТАНДЕМЕ В РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ)
«Жизнь парадоксальна, и я абсолютно трезво понимаю, что путинская Россия — это единственная возможность сохранения Российского государства. Если бы не было путинского режима, Российское государство долго бы не продержалось. Был демократически слабый президент Советского Союза Горбачев, при котором развалилась страна. При Ельцине тоже все было несладко. Ельцин — это прототип нашего Ющенко. При Путине выстроилась пирамидальная система власти. Для России это единственный шанс самосохранения. Я не за жесткий порядок, я реально оцениваю вещи. Проводить демократические преобразования в государстве — это очень хорошо для людей, но это очень опасно для государства, оно может рассыпаться. Если Российское государство начнет сыпаться, это может привести к кровопролитию, и для нас, украинцев, это тоже будет страшно, так как нас это точно коснется».
(ГДЕ ЛУЧШЕ ДЕЛАТЬ РОК-Н-РОЛЛ)
«Рождать рок-н-ролл было хорошо на обломках Советского Союза, на обломках империй всегда рождаются культурные движения. Развал Советского Союза породил взрыв рок-н-ролла, который до сих пор живет в виде современного русского рока и украинского рока в нашем лице, потому что мы единственные, кто выжили с того времени на Украине. Рок-н-ролл на Украине существует только благодаря тому, что при Советском Союзе там зародилось. Сегодня музыкой заниматься комфортно. Мы имеем классную аппаратуру, нормальные студии, тусовки, но эта музыка существует только благодаря тому времени. Есть молодежь, которая уже слушает рок-н-ролл, есть старички, которые еще слушают рок-н-ролл... Придет время, к нам придет неорок, который сейчас очень популярен на Западе, там неороковые команды собирают стадионы. Они к нам приедут и начнут собирать стадионы у нас».
(«Московский комсомолец», 07.10.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)