Вася Васин – «Tsar Vasilich» ***
«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся в октябре.
Вася Васин из «Кирпичей» теперь Царь Василич. Он и раньше себя порой так называл, а теперь, так сказать, оформил это документально, вынеся очередное погоняло на обложку сольного диска и начав эту пластинку с одноименного трека. Других перемен и изменений не зафиксировано. Если «Кирпичей» хорошенько помотало между рэпом, рэпкором и альтернативным рок-н-роллом, то в сольнике Вася (простите, Царь Василич) сосредоточился на главном, на том, что у него лучше всего получается – на изящной словесности, грубо говоря. Инструментально-аранжировочных неожиданностей на диске нет; если судить по звучанию, можно предположить, что альбом записывался спешно и с минимумом размышлений на тему саунда. Не будем и мы заморачиваться на этом и прислушаемся к слову поэта – Вася всегда радовал выражениями, претендующими на статус крылатых, выдавал убойные наблюдения за здешним паноптикумом и римфовал дай боже как. Чего стоит – из недавнего - один только «Конь-людоед»!
Но если вы уселись у колонок в сладком предвкушении, что Вася Васин сейчас научит юных рэперов работе со словом, то слишком уж блаженную улыбку рекомендуется снять с лица заранее. Со знакомыми интонациями, за которые сразу подмывает поставить альбому лишнюю звездочку, артист для начала дает представлялку под названием «Царь Василич»: в меру забавно, но не фонтанирующе. В «Ушах для лапши (Скажите No)» Васин затрагивает более злободневную тему, однако делает это как-то слишком предсказуемо. Этим же грешат последующие «Тусовка эвридэй», «Релакс мэн релакс» и «Опытный мэн» - отдельные проблески талантливых рифмовок явно не соответствуют ожиданиям от новой работы Василия: где поэтический угар, политические манифесты и хлесткие ярлыки, черт возьми?
На «Царе Василиче» автор раздухарился только к середине трек-листа. Так, он весьма убедительно протестует против намеченного на будущий год конец света («Скажем нет концу света»), под зловещую губную гармонику рекомендуя искать альтернативные источники энергии. Композиция «Профессионал» посвящена рэперам, которые Васе вроде коллеги, а вроде и не очень: как бы то ни было, в этой избитой теме автор находит новые акценты. «Гопстеры» ценны наблюдениями Васина за повседневной жизнью молодежно-наркоманского Петербурга, а «Add Me I Rock» остроумно описывает типажи обитателей социальных сетей. Ключевым же на альбоме кажется произведение «Памяти Джея» о бывшем барабанщике «Кирпичей» Евгении Назарове, умершем от наркотиков в 24-летнем возрасте: «12 лет назад умер мой брат, вернее, друг, он всегда был рад играть на барабанах, его звали Джей, он был любитель лихих кутежей. Помянем его, Джей, мы помним тебя, ты с нами, бро, сердце скрепя, скажу вам просто, без пурги, не употребляйте наркотики». Вот так просто, без пурги – но очень трогательно и доходчиво. В финальном треке «Респектосы и кредиты» Вася Васин, будто бы осознавая, что в представленных выше песнях чуть меньше содержания, чем хотелось поклонникам, торопится наверстать упущенное, поэтому это едва ли не самая насыщенная смыслом и персонажами вещь альбома.
В целом Вася подтверждает свой профессионализм, но на сей раз не сподвигает на восторги. «Не феерили, но задачу выполнили», - как сказал по другому поводу футболист Аршавин. Что ж, рецензии тоже не всегда хочется писать, но заставляешь себя, выезжая порой на накопленном багаже. А потом перечитаешь – вроде и неплохо получилось.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia