Максим Дунаевский: «Мы стареем, а наши жены должны молодеть»
(ХОТЕЛ ЛИ ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В КАЧЕСТВЕ ПРОДЮСЕРА)
«По опыту своих лет, по знаниям, полученным за десять лет жизни в Америке, могу вам сказать, что здесь меня потрясает продюсерская безграмотность и в театре и в кино. У нас почти нет хороших продюсеров. Но лично я с этим поделать ничего не могу. Несмотря на то что во всем мире эта профессия считается вполне творческой, удачно сочетающей в себе мощное креативное начало и умение ловко построить бизнес, мудро организовать весь ход событий во имя нужного результата, я никогда не чувствовал, что в состоянии этим делом заниматься. Владеть теорией тут мало».
(ПРИГЛАШАЮТ ЛИ ЕГО СЕЙЧАС ПИСАТЬ МУЗЫКУ ДЛЯ КИНО)
«К сожалению, в наше время все кино находится в ужасающем состоянии — и уже никто не говорит о музыкальных картинах. Да, не так давно были попытки создания музыкальных лент, но фильмы оказались довольно слабыми. Даже при наличии поддержки, положительных отзывов в прессе... Понимаете, хороший фильм должен быть не хуже «Трех мушкетеров», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Карнавала», «Водевиля, водевиля», иначе в этом нет никакого смысла. Это должен быть хит, а его сотворить сегодня мало кто может. Скорее даже — никто. Недостаточно иметь одну сильную песню в картине — вся картина должна быть хитом! А чтобы сделать музыкальное кино на самом высоком уровне эмоции, сердечности, музыкальности, органичности съемок, требуются многие составляющие... Сложнейшая задача, которая на данный момент нерешаема. Вот, смотрите, телевидение пробовало снимать новогодние мюзиклы, и это вышло также неудачно, хотя у телевидения сегодня гораздо больше возможностей, нежели у кино, и тем не менее... Так что вопрос остается открытым».
(О КУЛЬТУРЕ)
«У меня иногда создается впечатление, что это дикое оглупление народа — вполне сознательная акция. Точнее, вначале это было спровоцировано бессознательно людьми непрофессиональными, самодеятельными, которым разрешили все — и они радостно хлынули таким мутным потоком на этот многообещающий рынок, воспользовавшись отъездом на Запад великих наших мастеров — Давида Тухманова, Александра Журбина, Александра Зацепина... Они, как и я, испугавшись всей этой серости, устремились за границу вовсе не потому, что верили, что там будет лучше, а просто чтобы здесь не смыло (улыбается). Ну, а сейчас тут царствуют все те, кто пришел в 90-е годы, и даже выборы в высшие эшелоны власти сопровождаются концертами примитивной попсы. А, допустим, в той же Америке выборы президента или губернатора всегда идут под аккомпанемент серьезных артистов, оперных певцов, великих танцоров, джазовых музыкантов, которые являются гордостью нации, вызывают восхищение и не превращают действо в дешевый балаган».
(О ПОЛИТИКЕ)
«Меня пытались затянуть в партию... Знаете, я ведь с детства производил впечатление примерного мальчика, которого можно использовать в своих целях. Меня всегда почему-то выбирали на должность старшины класса, потом выдвигали в комсорги, я был членом комитета комсомола школы, затем института, позже консерватории... Но надо сказать, что я не был энтузиастом этой деятельности — она мне была неинтересна — и я все быстро и благополучно проваливал. Чтобы существовать в этой области, надо иметь совершенно другую натуру. Мне для этого не хватает прямолинейности, наглости, кликушества. Политика же предполагает не витиеватый путь к достижению цели, а жесткий, буквально по трупам... Все это мне не близко».
(ОБ ОТЦЕ)
«Отец мне запомнился высокоэмоциональным человеком, умеющим веселиться... Конечно, и работать тоже, но этот процесс я практически не видел, поскольку он умел трудиться мало по времени, но неимоверно продуктивно. А остальные часы у него отнимали масса общественных занятий и шумные застолья с друзьями. Он был везде душой компании — и дома, и в Союзе композиторов, и в Верховном Совете, куда был избран, даже не будучи членом партии. Думаю, что вот все эти черты я от него перенял».
(О ПЕРСПЕКТИВАХ ЗАНЯТЬСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ)
«Я бы с удовольствием, но меня не зовут. Вряд ли бы хотел работать с детьми, а вот со взрослыми — с радостью. Всегда соглашаюсь провести мастер-классы, будь то ВГИК или какое-то высшее учебное заведение в Америке. Очень органично себя ощущаю в роли преподавателя, и вроде студенты тоже остаются довольными. Так что я готов делиться своим опытом с молодежью и в консерватории, и музыкальном училище (улыбается)».
(КТО ДОЛЖЕН ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ – РОДИТЕЛИ ИЛИ НЯНЯ)
«Никто не знает, что лучше. Бывает, и так и так не плохо. Да, мне не хватало родителей, но все равно лично я уверен, что висеть над детьми, довлеть — не нужно. Надо спокойно вести свою жизнь, тем более если она еще, как говорится, не кончилась. Если ты пенсионер и безвылазно сидишь дома, тогда, пожалуйста, — возись с детьми. Но если ты активно востребован в профессии, то детям гораздо приятнее видеть своих родителей в деле и брать с них пример. Надеюсь, мои дети мной гордятся, когда слушают мои пластинки, видят меня по телевизору, приходят на мои премьеры, смотрят фильмы с моей музыкой... Эти вещи им дают гораздо больше, чем если бы я целые дни проводил рядом с ними, играя в бессмысленные игры».
(О ДЕТЯХ)
«У Дмитрия когда-то была своя группа в Лос-Анджелесе, но это давно в прошлом. Теперь он тридцатилетний финансист, закончил замечательный университет в Лозанне, работает в крупной компании в Швейцарии, преуспевает, недавно женился... А двадцативосьмилетняя дочь Алина живет в Париже, поет в рок-группе, пишет стихи и музыку, хотя серьезного музыкального образования не имеет. Ну а моя маленькая, девятилетняя, Полина с самых ранних лет неравнодушна к музыке, она поет, танцует, ходит во всевозможные кружки, но выдающихся каких-то талантов в этой сфере я у нее не наблюдаю. Правда, она хочет петь в дальнейшем, но до шестнадцати лет, до мутации голоса, об этом даже говорить рано. И помимо музыки я постарался увлечь ее еще и любимым мной теннисом — и сейчас она с радостью тренируется».
(НУЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ В РЕБЕНКЕ ТАЛАНТЫ)
«Трудно ответить однозначно. Как говорил знаменитый Ролан Быков: «Все дети талантливы». Тут надо отдавать себе отчет, что вы можете просто не видеть каких-то определенных способностей у своих детей — и это вовсе не значит, что их нет. Прозевав некий дар у своего чада, вы можете обнаружить, что он стал обычным человеком... Поэтому главная задача родителя — наблюдать за отпрысками. Что касается моей истории, то меня сначала заставляли сидеть несколько часов за фортепьяно, но потом папа возмутился моему нежеланию и отменил эту повинность. Лишь спустя длительное время, в уже сознательном возрасте, я сам пришел к инструменту. Но такое позднее начало тоже далеко не всегда прекрасно».
(ОБ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЗА РУБЕЖОМ)
«Убежден, учеба детей за рубежом — это не что иное, как родительские понты. Отправляя ребенка за границу, они, как правило, меньше всего думают о его образовании, значительно больше беспокоясь о том, как при этом выглядят в глазах друзей, коллег и знакомых. А если это люди известные, то им также небезразлично упоминание об этом факте в средствах массовой информации. Но частенько их чада ровным счетом ничего не выносят из этих престижных английских учебных заведений. У меня нет сомнений, что ребенок может замечательно учиться и получить достойное образование, а также занять свое место в жизни и в своей стране. Причем никаких особых, коммерческих школ, высокооплачиваемых педагогов для этого не нужно. Вот наша Полинка и шестнадцатилетняя Маша, дочь Марины от первого брака, сейчас учатся в обыкновенной, загородной школе в Селятине, и там, поверьте, есть все, что нужно для нормального образования».
(ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОТПУСКЕ)
«Недавно мы по совету приятелей приобрели недвижимость в Болгарии — и теперь мой идеальный отпуск именно там. Я там имею все компоненты для счастливого времяпрепровождения: море, солнце, теннисный корт, семью рядом и веселых застольных товарищей (улыбается)».
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО МАТЬ ОБВИНИЛА ЕГО В ТОМ, ЧТО ОН НЕ УМЕЕТ ЛЮБИТЬ)
«Верно, она мне говорила эти слова, когда я объявлял об очередном разводе. Полагаю, мама была права и неправа одновременно. С высоты своего возраста могу сказать, что да, спустя два-три года я ощущал уход любви, но лишь спустя много лет осознал, что тогда уходило не само чувство, а исчезала лишь страсть, острое влечение. А любовь — это ведь совсем иное, то, что за всем этим остается... Это, знаете, как в компьютере... Меня когда обучали им пользоваться, наставляли, чтобы я имел в виду, что файлы расположены не в плоскости, как мы видим их на экране, а они один за другим уходят в глубину. То есть цифровая система идет вглубь, а не вширь. И раньше я за первым «файлом» в человеке не видел второго. Даже не пытался разглядеть. В принципе многие по молодости так поступают. Зато сейчас я могу ответственно заявить, что с каждой из своих жен я мог бы прожить долгую жизнь».
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО ЛУЧШЕ СМЕНИТЬ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА, ЧЕМ ЖЕНУ)
«Да, и уже почти двенадцать лет я следую этой концепции. Моя супруга, музыкант Марина Рождественская, намного младше меня, и как я обычно шучу в кругу приятелей: мы стареем, а наши жены должны молодеть (улыбается). Марина — человек очень верный, стабильный, умеющий переносить невзгоды, что дано далеко не каждому. И далеко не каждая красивая женщина на это пойдет. Имея эффектную внешность и повышенное мужское внимание, они, в большинстве своем даже сталкиваясь с небольшой бедой, тут же сбегают, уверенные, что достойны лучшей участи. А у нас с Мариной было много ситуаций, которые могли бы нас развести, вроде тех, когда я не мог удержать материальную базу в семье, и жена меня поддержала, несмотря на то, что до этого привыкла к сытой жизни. Ее не испугали трудности, и это дорогого стоит. У мужчины обязательно должна быть уверенность в своих тылах».
(ЧТО ЦЕМЕНТИРУЕТ СЕМЬЮ)
«Нет, дети точно никого еще не удерживали, их можно любить и на расстоянии. Людей держит рядом скорее уверенность в том, что тебя любят таким, какой ты есть, а не твои заслуги в том, что ты можешь принести какие-то ценности. И для семьи, естественно, губительны бесконечные обвинения и претензии. Идеала не существует, и поэтому крайне важно, чтобы в первые несколько лет, в период так называемой притирки, люди осознали, что рядом с ними находится живой человек со своими недостатками, а не придуманный ими образ. Надо смириться и с радостью жить с тем лучшим, что ты однажды полюбил».
(«Московский комсомолец», 27.10.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)