Умер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамойГлюкоза назвала свое задержание в аэропорту заказом влиятельного человекаКлава Кока рассталась с Александром Повериным«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: грандиозный симфонический концерт во славу гения Чайковского пройдет в БКЗ «Октябрьский»Участник One Direction Лиам Пейн погиб в АргентинеАгата Муцениеце пожаловалась, что ее сын хочет остаться с Павлом ПрилучнымМария Луговая родила Сергею Лавыгину сынаРоссийские стриминги будут маркировать музыку иноагентовУмер композитор и певец Вячеслав ДобрынинАни Лорак получила предложение руки и сердца в день рожденияУмерла актриса Мэгги СмитЛана Дель Рей вышла замуж на аллигаторовой фермеПолина Агуреева, Лариса Рубальская и Антон Шагин получили государственные наградыShaman разводится с женойСофья Таюрская из Little Big стала мамойАктер Роман Мадянов умер от рака

«Пикник» - «Три судьбы» ***

«Мистерия звука». Релиз диска состоялся в октябре.

Недавно кто-то из френдов выложил в фейсбуке скан старой заметочки о группе Kraftwerk. В нескольких строках наш далекий предок из конца 80-х сообщал, что в Западной Германии существует ансамбль, в котором играют только роботы. Они даже каким-то образом умудряются ездить на гастроли, что подтверждалось одной из знаменитых «техно»-фотографий коллектива. Скорее всего, именно «роботизированное» изображение музыкантов, проникнувшее через порядок проржавевший железный занавес, и спровоцировало дальнейший полет фантазии репортера, придумавшего все остальное. Полагаю, что участники «Крафтверка» были бы польщены, получив перевод вышеописанной заметки.

Между тем, описание «воды нет, растительности нет, заселена роботами» в моем понимании еще лучше подходит для еще одной рок-группы, на сей раз отечественной. Это «Пикник» с его бесстрастным вокалом, готическим холодом аранжировок и давно найденной одной правильной нотой, благодаря которой Эдмунда Шклярского и Ко всегда можно быстро и безошибочно отличить от коллег. Отличить друг от друга песни «Пикника» гораздо сложнее. Проведя несколько экспериментов на себе, автор этих строк в какой-то момент решил завязать с прослушиванием новых альбомов группы. Любые попытки настроиться с ними на одну волну провалились, и я решил, что «Пикник» вполне обойдется и без меня: регулярность выпуска свежих номерных альбомов и насыщенность гастрольных графиков команды убеждали в том, что недостатка в понимающих слушателях Шклярский не испытывает.

В год своего 30-летия «Пикник», однако, выпустил не номерной диск и даже не сборник лучших композиций, а подборку кавер-версий – в основном народных песен и произведений времен гражданской войны. Это вновь возбудило профессиональное любопытство, хотя причины своего интереса к чужим вещам группа объяснила довольно туманно. «Среди авторов музыки и слов песен, представленных на альбоме «Три судьбы», - сообщается в буклете диска, - есть и известные имена, давно снискавшие заслуженную славу, но есть и мелодии и стихи, авторство которых скрыто от нас, и мы знаем их как народные». Почему «Черный ворон» и «Полюшко-поле»? Как сочетаются роботизированные интонации Шклярского с раззудись-душевностью «Ой, мороз-мороз» или «На тот большак»? Непонятно, но чертовски интересно.

По мере прослушивания понятнее не становится. Возникает ощущение, что «Пикник» со своей вечной старательной, но бесстрастной нотой отдельно, а народные песни - отдельно. Группа даже не пытается хоть как-то соответствовать общепринятой при исполнении подобного репертуара эмоции, успешно скрывая любой надрыв, душевность, распевность и проч. Роботы дергают за струны и издают механические звуки в устройства – ни дать ни взять. Примечательно, что из 11 треков два повторяются (в условно разных версиях), а еще два представлены в виде инструменталов. И вот если проанализировать пристрастие «Пикника» к определенным песням (вроде «Полюшка-поля», исполненного дважды), наконец-то можно сформулировать и сверхзадачу, и причину появления этой пластинки. Музыканты группы так уважают эти композиции, «давно снискавшие заслуженную славу», что применяют к ним наивысшую для себя форму почтения. Не подстраиваются под ожидаемые стандарты, не оригинальничают нарочито – вместо этого «Пикник» тщательно их авторизует, превращает вроде бы знакомые всем песни в собственные, «пикниковские». Такой чести далеко не любое произведение в мире удостаивалось – так что «По долинам и по взгорьям» с «Ямщиком», считай, повезло. Ну а верные поклонники стиля Эдмунда Шклярского получают с «Тремя судьбами» еще один альбом любимой группы, в которой она остается верна себе – не изменив при этом ни строчки в исходных произведениях. Впрочем, менее традиционалистски настроенных слушателей следует отослать к инструментальной версии «Течет река Волга» - настолько странной и экспериментальной, что возникает предположение о бунте роботов и коротком выходе искусственного интеллекта из повиновения.

Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+