«Вася Ложкин рокындроль бэнд» - «Зловоние дедушкиных кальсон» **
«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся в ноябре.
Любит наш народ всякое… Всякое любит наш народ, но сейчас не о том, о чем спел Сергей Шнуров. Вот, например, наш народ любит поржать. Судя по количеству юмористических передач, это едва ли не основное его занятие. Причем представлены весьма разнообразные типы юмора – есть и стеб, и про жопу, и КВН, и пельмени какие-то, и даже для людей, которых веселят пожилые некрасивые люди с выпученными глазами, пожалуйста, есть «Кривое зеркало». А сколько смешного в интернете! Демотиваторы, перошки, видеоприколы, Валентин Стрыкало, Коля Воронов… У всех «стопицот» просмотров, ссылки-лайки – веселится и ликует весь народ. Даже словосочетание «кровавый режим» применяется почти исключительно в юмористическом ключе. И правильно: как почитаешь серьезную оппозиционную прессу, так хочется уже веревку мылить, а посмотришь на очередной демотиватор с участием вождей – и вроде не так страшно и противно становится.
Исходя из искреннего общественного заказа на юмор и невероятного успеха смешных песенок, в полном шоколаде должны быть записные музыкальные приколисты вроде «Тайм-Аута», «Манго-Манго» и каких-нибудь «Лампасов» с «Бобрами». Однако этот тип веселья почему-то оказался не столь востребованным. Возможно, потому, что у «новых прикольных» перед глазами маячит единственная ролевая модель – дудки, хрипы, разухабистость, то есть, грубо говоря, группа «Ленинград». Придумать что-то новое или хотя бы другое большинство из последователей Шнура не в состоянии, хотя, если бы они внимательнее понаблюдали за формой и содержанием «Ленинграда», то разглядели бы там и талант, и способность меняться. Рассмотрим же, что «музыкальные юмористы» делают не так, на примере диска «Зловоние дедушкиных кальсон».
О том, что группа хочет быть смешной, говорит буквально всё. Псевдоним автора текстов и заглавного персонажа коллектива отсылает к бородатому анекдоту, утверждающему, что Ложкин – это смешная фамилия. Слово «рокындроль» тоже должно вызывать хихикательные колики. Вот только у кого? По идее, поклонникам Петросяна близок подобный юмор, но они, увы, по возрасту ушли далеко вперед от потребителей раззудись-танцевальной музыки. К тому же – после пятидесяти люди, как правило, уже не смеются над «зловонием дедушкиных кальсон»: для этого есть детсадовский возраст или на худой конец период подросткового нигилизма. Зубастые существа, нарисованные тем же Васей Ложкиным для обложки, выгодно выделяют последнюю среди других скучных обложек, однако тоже почему-то не смешат.
Может быть, песни? Тоже нет, хотя группа очень усердно изображает веселье, местами забегая даже на территорию, помеченную Веркой Сердючкой: поет про бухло, злого Деда Мороза, истово шутит, надрывается дудками, доверяет исполнять некоторые композиции визгливой Марии Штыковой, не матерится разве что. Вся старательность уходит, в общем-то, в песок – вторичность материала усугубляется его исключительной мелодической бледностью. Юмор может быть всяким, но он не должен быть скучным. Разбудить задремавшего слушателя «Рокындроль бэнд» сумел только в двух последних треках: «В небе над Конго» наконец-то радует внятным мотивом и более-менее смешным сюжетом, а «Куст бузины» являет собой пародию – возможно, невольную – на пьяное «Любэ», плавно и довольно остроумно переходящее от воспевания российских березок к обнюхиванию пресловутых кальсон.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia