«Княzz» - «Письмо из Трансильвании» ***
«Никитин». Релиз диска состоялся в ноябре.
Оба лидера «Короля и шута» настойчиво декларируют нераспад группы, однако их дела свидетельствуют о том, что разногласия зашли довольно далеко. Фактически сейчас вместо «КиШа» существует две группы: одна, под руководством Михаила «Горшка» Горшенева объединившая большинство музыкантов, работает над зонг-оперой «Todd» и вскоре обнародует часть саундтрека к ней под названием «Праздник крови». Учитывая, что разные партии в мюзикле про безумного парикмахера исполнили многочисленные приглашенные гости, эта запись ожидается с большим любопытством. Тем временем Андрей «Князь» Князев к театральным экспериментам интереса не проявил и с головой ушел в подготовку сольного альбома. Вскоре он задумался и о концертном воплощении проекта, довольно оперативно собрал сопровождающий состав, названный группой «Княzz» (из «КиШа» туда вошел скрипач Дмитрий Ришко), и поехал гастролировать.
Тут надо напомнить, что в составе «Короля и шута» Князь писал большинство текстов, а Горшок был основным композитором. Некоторые песни каждый из них сочинял и самостоятельно, но в целом разделение труда было таким и приносило вполне гармоничные результаты. Весьма удачно солисты дополняли друг друга и имиджево: Михаил изображал (да отчасти и был им) неуправляемого панка, а Андрей – этакого крепкого хозяйственника, снисходительно поглядывающего на безумства друга. В этом же образе Князь решил остаться, когда Горшок пустился в театральную авантюру. Альбом «Письмо из Трансильвании», который и названием, и обложкой, и текстами песен заявляет о прямом наследовании творческой линии «Короля и шута», в результате получился чрезвычайно серьезным. Князь будто бы оставил шутки и юмор Горшку и его сольным проектам, а сам соорудил весьма плотный, жесткий, тяжелый диск с песнями, пригодными для концертного слэма, но почти не вызывающими желания прислушаться к словам. Новые соратники Андрея подыграли ему с хорошим настроением, добившись более чем тонизирующего звука, но избалованным слушателям хотелось бы, чтобы песни запоминались и по отдельности, а не только в качестве бронебойного наполнения пластинки. Князев постарался сделать разнообразными хотя бы темы композиций, однако ему здесь категорически не дались никакие вокальные интонации, кроме героических, тем более что альбом, к сожалению, обошелся без лирических произведений, за исключением «Письма из Трансильвании», написанного от лица страдающего Дракулы.
Впрочем, начинается диск вполне оптимистично: стандартный хард-роковый боевик «Адель» оттеняется ироничными скрипичными партиями, а песня «В пасти темных улиц» отличается хитовым рефреном. Дальше, однако, становится не так интересно: несмотря на названия «Вервольф», «Байкеры» и «Бей, Фреди!», ожиданий они по большому счету не оправдывают – аранжировки здесь более энергичны, чем сюжеты. «Человек-загадка», напротив, заторможен, но сравнения с лучшими «медляками» «Короля и шута» не выдерживает. До конца альбома Андрей Князев так и продолжает лупить в одну точку, но попадает лишь раза полтора: в заглавной песне и в композиции «Алло, гараж!», где состав исполнил веселый и довольно придурочный гаражный рок-н-ролл с налетом кантри. Возможно, именно такого легкого и безбашенного подхода не хватило остальным вещам пластинки.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia