«СерьГа» - «Детское сердце» ***
«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся в ноябре.
16 ноября Сергей Галанин отпраздновал 50-летие, а 25-го он отмечает это событие в Crocus City Hall с друзьями и коллегами. Юбилейная программа носит название «Полвека с детским сердцем». Назвал бы так свой концерт кто-нибудь другой – наверняка это показалось бы кокетливым и вычурным. Но Галанин с такой вывеской попадает в точку. «Детское сердце» - это не только название нового альбома группы «СерьГа» и благотворительной акции, но и более чем удачная характеристика человеческих качеств Сергея. К своим пятидесяти он сохранил не только рок-н-ролльные кудри, но и по-детски дружелюбное и откровенное отношение к миру. Это отношение всегда шло на пользу галанинскому имиджу рубахи-парня и незаменимого ведущего рок-фестивалей, но порой мешало всерьез воспринимать его сольное творчество. После удачного дебюта с собственной группой «СерьГа» Галанин как-то притормозил, стал повторяться, множить добрые, но чуть неуклюжие тексты. Слушать их порой было неловко – но это не потому, что Сергей плохой автор. Просто аудитория не всегда была готова воспринимать откровения детского сердца. Ребенок, узнавший, что такое рифма, бежит рассказывать первые стишки родителям – он не думает в этот момент о том, что текст банален и его стоило бы подредактировать, он не стесняется несовершенства, он искренен и открыт. Когда то же самое делает известный, взрослый и успешный дядька, мир испорченных лицемерием взрослых начинает думать, что, может, артист неправильно выбрал профессию? Может, лучше ему в телеведущие пойти, пока не поздно? Слава богу, что мало кто осмеливается сказать это в лицо. Я вот как-то в рецензии нечто подобное написал. Теперь стыжусь, будто ребенка обидел.
Между тем, рок-н-ролльный опыт способен закалить даже детское сердце Галанина. Его песни по-прежнему отличаются какой-то обнаженной наивностью, и это нельзя не учитывать при прослушивании, но альбом «Детское сердце», начинающийся строчкой «мама, спасибо за воздух», все-таки вышел более зрелым – наверно, уже не детским, а подростковым. Привычная мелодическая манера Сергея разбавлена легкими заимствованиями у «ЧайФа», Чижа, «Воскресения», «Пилота» и других дружественных рокеров. Часть этих благородных донов (Гарик Сукачев, Александр Ф.Скляр, Михаил Ефремов, Владимир Шахрин и Владимир Бегунов) приняла участие в записи «Вальса поющих мужчин», в котором самозабвенно впала в детство и поддержала простодушные лозунги Сергея Галанина вроде «Природа, любовь и свобода» (к слову, почти так же называется еще один альбом «СерьГи», выходящий одновременно с «Детским сердцем»; разговор о нем, надеюсь, впереди). А вот дуэты «Твоя душа» с Алексеем Романовым и «Я вижу солнце» с Вячеславом Бутусовым придают творчеству «СерьГи» новые интонации – к дурашливой задушевности Галанина коллеги добавляют взрослой глубокомысленности, на которой, кстати, основано много текстов русского рока. Убери оттуда тоскливую серьезность – и останется, как у Галанина, святая простота, которая бывает «хуже воровства», но бывает и «проста, как правда». Никто ведь из коллег не написал песни на смерть Влада Галкина – а Сергей написал «Уходят актеры». Никто не придумал назвать автобиографическую композицию «Юрий Гагарин» - а Галанин, чуть-чуть не успевший родиться к полету первого космонавта, сочинил очень трогательное посвящение Гагарину и своему детству. Ну и грустные песни вроде «Ангела» и «Комет» у него на этот раз очень здорово получились.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia