«Мордор» - «32 дюйма» ***
«Мордор». Релиз DVD состоялся в ноябре.
Интернет стремительно стирает границы между звездами и простыми людьми. Раньше для поклонницы Аллы Пугачевой главным воспоминанием на всю жизнь могла стать история об остановившейся на 20 секунд на светофоре машине, внутри которой сидела Примадонна. Сейчас «звезды» запросто обсуждают в твиттерах свои недавние концерты и сообщают миру о почти всех своих передвижениях и мыслях. Раньше в ответ на недружелюбную рецензию в редакцию могло прийти несколько фанатских писем с обвинениями в «заказухе», но чтобы звонил и писал сам обиженный – это было исключение, моментально попадающее в журналистские легенды и создающее не в меру трепетной звезде определенную репутацию. Сегодня музыканты не чураются влезать к рецензентам в ЖЖ с уже даже не отеческим, а искренне заинтересованным вопросом: что это ты про меня понаписал? Вместо угроз и криков «а ты кто такой», случается, завязывается дискуссия – бывает, что и обоюдополезная. Ну а для тех, кто привык творить себе кумиров и не верит, что звезды сделаны из того же материала, что и все остальные, по-прежнему есть традиционные средства односторонней коммуникации: вы платите за концертные билеты и глянцевые журналы – мы рассыпаемся в дежурных комплиментах со сцены и на фоне богатых (иногда арендованных на два часа съемки) интерьеров рассказываем о своей необыкновенной звездной жизни.
Группа «Мордор» выступает в сложном гриме, под которым сложно разглядеть их настоящие лица. Имена и фамилии тоже мало кто знает – да и к чему, если у музыкантов роскошные псевдонимы Оркус, Вольфган, Омбре Пахаро и Бумзен-Бумзен. Эта театрализованная компания играет очень подходящий к их имиджу тяжелый индастриал с отчасти «страшными», отчасти ироничными текстами. Прицепившуюся к ним вывеску «русский Rammstein» группа пытается оправдывать, хотя по части сценических безумств немецким предтечам заметно уступает, да и ярких хитов у «Мордора» не так много, как хотелось бы.
Я тоже понятия не имею, как зовут участников группы и как они выглядят, но с Оркусом мы дружим в фейсбуке. Его комментарии, как правило, выдают в нем взрослого и разумного человека, даже – страшно сказать – обывателя, что, конечно, противоречит сценическому образу, но подтверждает изложенные в первом абзаце тезисы о новых реалиях коммуникации между талантами и поклонниками. И вот в этом конкретном случае я не уверен, что это идет на пользу карьере проекта «Мордор». Хорошо придуманный имидж и мифология не всегда поддерживается столь же яркими песнями и слегка подтачивается сетевой активностью Оркуса. Когда Ирина Богушевская в своем ЖЖ написала какую-то бытовую подробность вроде кулинарного рецепта, некоторые впечатлительные поклонники отметились слезными комментариями из серии «принцессы не какают»: «Ирина, ну какая кухня? Вы же эльф!» Представить себе Саурона, озабоченного расширением Москвы или отсутствием приличных партий в предвыборном бюллетене, тоже невозможно, но в русской реальности черная магия нормально уживается с необходимостью ходить в домоуправление и отовариваться в «Пятерочке».
Записанный на этом DVD концерт «Мордора», состоявшийся около года назад в клубе P!pl, представляет главные достижения группы, которые можно описать формулой «чем богаты». Сет-лист сформирован из песен двух альбомов коллектива, сценическое шоу сводится к затейливому гриму, графике на экране и нехитрой пиротехнике – главным спецэффектом при этом оказывается сработавшая на четвертой песне пожарная сигнализация. Оркус старательно хрипит, музыканты качественно аккомпанируют, зрители, многие из которых раскрашены похлеще артистов, довольны. Будем считать, что нынешний этап истории «Мордора» зафиксирован концертником, и ждать развития: либо в сторону театрализованности, «раммштайнизации» и «элискуперовщины», либо в сторону большего разнообразия музыкального материала и его подачи.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia