Умер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамойГлюкоза назвала свое задержание в аэропорту заказом влиятельного человекаКлава Кока рассталась с Александром Повериным«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: грандиозный симфонический концерт во славу гения Чайковского пройдет в БКЗ «Октябрьский»Участник One Direction Лиам Пейн погиб в АргентинеАгата Муцениеце пожаловалась, что ее сын хочет остаться с Павлом ПрилучнымМария Луговая родила Сергею Лавыгину сынаРоссийские стриминги будут маркировать музыку иноагентовУмер композитор и певец Вячеслав ДобрынинАни Лорак получила предложение руки и сердца в день рожденияУмерла актриса Мэгги Смит

Российские музыканты – о предстоящем концерте Пола Маккартни

ВЛАДИМИР ШАХРИН:

«Почему именно Beatles были главной группой в России? Ну вот если мы сейчас человека средних лет на улице остановим и спросим: «Битлз» знаете? «Роллинг Стоунз» знаете? Конечно, он ответит, что знает. «Ну а насвистите какой-нибудь мотивчик?» Я думаю, что у Rolling Stones ничего не насвистят. А у Маккартни — насвистят. С Мадонной то же самое: все помнят какую-нибудь песню, где она в купальничке и лосинах прыгает, но насвистеть мало кто сможет. У Beatles были песни, с которыми мы прожили всю жизнь. Идеологически мне Rolling Stones гораздо ближе, это настоящий рок-н-ролл — но играли-то, пели, переделывали на русский мы все равно Beatles. Помню, одна из первых рок-н-ролльных песен на русском языке, что я услышал, была ровно про них: «В один из баров Ливерпуля, в длинных пиджаках, в кабак вошли четыре битла с гитарами в руках».

Я почти уверен, что вся наша рок-музыка так или иначе выросла из Beatles. Понятно, что не все были на них похожи — но они заложили фундамент, базу. И потом на этом фундаменте каждый строил себе свое — кто-то брал из Нью-Йорка, кто-то из свингующего Лондона, у каждого была своя настройка. Условно, Майк строил дом как у Лу Рида, Гребенщиков — как у Боуи и Дилана. Но фундамент практически у всех один. Помню, я взял в руки тяжеленный катушечный магнитофон «Комета» и поехал на трамвае на другой конец города — мне сказали, что там живет двоюродный брат моего друга, у которого есть хорошая запись альбома «Revolver», и он даст мне переписать. Человека этого я не знал, магнитофон был тяжелый невыносимо, я был хрупким юношей — но все равно туда потащился, вот настолько мне нужна была эта музыка. И я до сих пор так к ней отношусь. У меня есть все альбомы Beatles на виниле, у меня есть практически все сольные альбомы Пола Маккартни. И тут даже неважно, нравится или не нравится, — я все равно всегда слушаю то, что он делает.

Впервые я услышал Beatles, наверное, году в 1970-м. У нас были студии звукозаписи, где на открытку клеили такую синюю гибкую пластинку — по сути это были те же самые песни на костях, только не рентген, а чистый прозрачный пластик для рентгена. На одну пластинку нарезали одну песню и продавали за рубль — бешеные деньги. Причем качество было чудовищное, что это, кто поет — не подписано. Вначале, кажется, вообще было подписано что-то типа «Серебряные жуки». Все-таки я жил в Свердловске, это был закрытый город, из-за бугра не было ничего. Я их фотографию впервые увидел году в 1974-м, когда никакой группы уже не было, — и чувствовал себя так, будто увидел инопланетянина; поначалу вообще трудно было поверить, что это реальные люди. Потом, когда мы сами стали играть на гитарах, поняли, что придумать такую песню сложно, но играть все-таки возможно. Но все равно. Я уверен, что до 1980-го все битломаны точно так же ждали пластинку любого из битлов, как до того ждали пластинки группы. И надо сказать, что у Маккартни были очень интересные пластинки — «Band On The Run», например, гениальная; «Ram» я очень люблю. Вот после того как ушел Леннон, стало понятно, что Beatles больше не будет, — и мы перестали их ждать, и от самих музыкантов перестали ждать, чтобы они были Beatles. Стало понятно, что вот это Пол Маккартни, это Джордж Харрисон, а это Ринго Старр.

Я очень четко себе отдаю отчет, что на данный момент по совокупности заслуг, легендарности, хорошей музыки и личных качеств Маккартни — лучший. По каким-то отдельным критериям, возможно, есть люди поинтереснее — более изощренные инструменталисты, более непредсказуемые шоумены. Но если взять совокупность — он лучший. Тут и спорить не о чем».

 

ВЛАДИМИР МАТЕЦКИЙ:

«Я могу честно сказать, что обязан своей судьбой именно этому вокально-инструментальному ансамблю — Beatles. Когда выходили их пластинки, мне как раз было столько лет, сколько бывает подросткам, когда они невероятно активно впитывают музыку. Я очень хорошо помню, например, как я покупал за пятнадцать копеек в ларьке газету английских коммунистов Daily Worker, чтобы прочитать маленькую заметочку про Beatles, а уж если с фотографией — это было совсем счастье. Я, кстати, совсем недавно, ужиная с женой Джорджа Харрисона Патти Бойд, рассказал ей, как в январе 1966 года купил эту газету, где была маленькая заметка под заголовком «Third Beatle Married», как раз описывающая их свадьбу, — ее это очень растрогало. Уровень их популярности был просто феноменален — поэтому даже сквозь железный занавес просачивались пластинки и информация. Сначала в советской прессе появились ругательные статьи и фельетоны — один, знаменитый впоследствии, написал Никита Богословский. Важно, что в этих фельетонах помимо негатива и язвительного отношения к коллективу проскакивала и какая-то информация. Иногда в школу, где я учился, кто-то приносил фотографии каких-то групп, где было пять человек, и говорил, что это и есть Beatles, — я, конечно, над такими знатоками смеялся, но постепенно информация все-таки доходила. Плюс тогда как раз начала развиваться индустрия звукозаписи — сначала были пластинки на ребрах, потом на магнитную ленту стало возможно сделать приличного качества запись. Но на самом деле это не только у нас такие проблемы были. В Англии тоже не все могли себе позволить пластинку — многим приходилось покупать вскладчину, я очень много таких историй слышал. А еще недавно узнал, что, например, Харрисон в начале карьеры играл на гитаре чешского производства. По той причине, что она была гораздо дешевле, чем американская. Так что все строится по одним и тем же законам.

Мне повезло — я общался с Маккартни. Рассказал ему, кстати, как порой странно из-за железного занавеса интерпретировались их песни. У нас в школе был мальчик, который очень интересовался музыкой, — и он часто придумывал про нее всякие легенды. В частности, он всем объяснял, что песня «Michelle» повествует о похоронах девушки по имени Мишель и что битлы ее на этих похоронах и исполняли, причем, судя по всему, эта девушка принадлежала всем четверым. Маккартни очень сильно смеялся».

 

АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ:

«Про Beatles нет большого смысла говорить: те, кто еще помнит, что это было, — им этого объяснять не надо. А те, кто не застал, — им это объяснять бесполезно. У них уже другие уши, другие головы и бьются другие пульсы. Поэтому они все эти рассказы будут воспринимать с легким недоумением, как бы это ни было грустно. Это люди, которые изменили мир. Которые развернули все молодое население планеты в сторону музыки, чего никогда в истории человечества не было. Помешательство было планетарным. Продолжалось это ни много ни мало полвека. Сейчас человечество только начинает постепенно отходить от этого. Это противоестественно, но это была прекрасная противоестественность.

У меня до сих пор хранится фотография, которая у нас была одна на класс, размером, наверное, 6 на 8 сантиметров. Она переснята с фотографии, которая переснята с обложки какого-то американского журнала. Мы спорили до первой крови, кто там Леннон, а кто Маккартни, потому что никто нам внятно этого сказать не мог. Правда стала известна, когда появилась вторая фотография, когда они уже с инструментами, тогда мы сразу разобрались. Я помню, что, увидев у Маккартни часы на правой руке, сразу все надели часы на правую руку, и я так хожу до сих пор. Так что это не от Путина у меня. Мы еще не знали, что он левша, но часы на правой руке увидели.

Мы никогда не узнаем, насколько глубоко у Маккартни и Леннона были взаимопроникновение. Почему-то считается, что Леннон писал музыку более жесткую, Маккартни писал музыку более сладкую, на самом деле это не совсем так. Они очень много вещей сделали, и совсем не всегда каждый следовал такой придуманной роли, эти роли мы уже себе придумали впоследствии.

Конечно, Beatles повлияли на всех наших музыкантов, многие пытались их копировать. Все люди нашего поколения через это прошли и, слава богу, вовремя избавились, потому что это бессмысленно. Это все равно что копировать Моцарта. Это глупое занятие. Маккартни, пожалуй, самый яркий мелодист прошлого века. Людям свойственно становиться старше, музыкантам тоже. Они набираются какого-то опыта и уходят от влияний. С нами это тоже произошло, поэтому все называют именно Beatles в качестве главного источника вдохновения, а не Маккартни. Хотя я думаю, что песня «Она идет по жизни смеясь» явно написана под влиянием каких-то сольных работ Маккартни. По-моему, это слышно.

Не хочется быть банальным и говорить про масло, что оно масляное. Единственное, чего я немножко побаиваюсь: восемь лет назад на Красной площади у него был такой потрясающий концерт, что, кажется, лучше уже не будет. А если не может быть лучше, значит, может быть немного хуже. Потом — тогда он все-таки был на восемь лет моложе. Тем не менее пойду обязательно».

(afisha.ru, 13.12.11)

Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»

НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»

- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.

СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?

- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...

РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?

- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.

ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!

НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?

- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...

ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?

- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.

(Life Showbiz, 19.12.12)

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»

О КАРАОКЕ-КЛУБАХ

- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.

ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА

- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.

ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?

-  Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.

О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ

- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.

О НОВЫХ ПЕСНЯХ

- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.

О ВЕЩАХ

- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?

-  Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?

-  Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.

ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?

- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.

О ТАТУИРОВКАХ

- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ

- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.

КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?

- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.

КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?

- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.

О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ

- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.

О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА

-  Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...

(«Факты и комментарии», 17.12.12)

Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»

О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ

— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».

О ПРАЗДНИКАХ

- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.

ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?

— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.

О ПОДАРКАХ

— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.

КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?

— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.

О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.

О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ

— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.

(«Аргументы и факты», 13.12.12)

β 16+