Эдуарда Шарлота* приговорили к пяти с половиной годамЛигалайз признан иноагентом в РФДуа Липа и Каллум Тёрнер помолвленыЮрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженилисьСветлана Устинова и Илья Стюарт стали родителямиИтоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и КологривыйСергей Полунин уехал из РоссииБывший муж Анны Седоковой покончил с собойСелена Гомес выходит замужНастя Ивлеева вышла замужРоберт Де Ниро и Бен Стиллер снова снимутся в «Знакомстве с родителями»Хибла Герзмава стала наставницей шоу «Голос»Светлана Светикова станет мамой в третий разЮра Борисов номинирован на «Золотой глобус»Анна Седокова официально развелась с Янисом ТиммойМарк Эйдельштейн сыграет главную роль во втором сезоне «Мистера и миссис Смит»Марина Федункив подтвердила, что стала мамойУмер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый раз

«Монгол Шуудан» - «Естественный отбор» ***

Navigator Records. Релиз диска состоялся в декабре.

В одной из ранних «Серебряных калош» была номинация «за долгую жизнь в искусстве, не совпадая с искусством». Почему-то вспомнилось. Группа «Монгол Шуудан» существует с 1988 года и за свою долгую жизнь только пару раз попала в какие-то актуальные тренды. Сначала это было сразу после создания коллектива – Валерий Скородед начал сочинять песни на анархическую тему, снабжая тексты про Гражданскую войну жесткими фолк-панковыми мелодиями. Звучало это довольно свежо, и «Монгол Шуудан» какое-то время простоял в ряду с другими оригиналами с необычными названиями вроде «Ногу свело» или «Бахыт-компот». Следующий счастливый билет «монголы» вытащили, написав композицию на стихи Сергея Есенина – «Москва» к середине 90-х стала общенациональным хитом, но удержать успех группа не смогла: появившиеся вослед произведения собственного сочинения явно не дотягивали до главного хита. (Скородед еще пару раз писал на стихи Есенина – но уже с нулевым резонансом.) Спустя 23 года после создания команда так и не смогла предложить какую-нибудь другую идею, продолжая носиться на музыкальной тачанке по голым монгольским степям. Музыку они по-прежнему играют вполне бодрую и энергичную, но поклонников у Валерия Скородеда и его часто меняющейся компании вряд ли становится больше. «Монгол Шуудан» давно не интересен мейнстриму, не проходит по ведомству экспериментаторов – в общем, существует в какой-то собственной резервации. Что уж говорить, если даже новый альбом «Естественный отбор» появился у меня раньше, чем анонс о его релизе.

Над пластинкой «монголы», между прочим, работали пять лет – возможно, этим объясняется ее немилосердный хронометраж. Обращает на себя внимание наличие альтернативной обложки: на «основной» боец тоскует над павшим конем, а на «дополнительной» наоборот – конь склонился над бездыханным воином. Песен за годы подготовки накопилось аж 16, что, учитывая неизменность тематики поэзии Скородеда, не сулит слушателю большого разнообразия впечатлений. Вот несколько названий: «Полцарства за коня!», «Иди, убей Бакунина!», «Живые будут завидовать мертвым», «Награбленное грабь!», «Зато пожил…» и т.д. В музыке автор напропалую копирует свои ранние мелодии, а в текстах вновь толпами встают мертвые с косами и прочие штампы из фильмов о Гражданской войне, которые нынешнее юношество не смотрит совсем. Впрочем, аранжировки у «Монгол Шуудана» получаются очень даже тонизирующими: знакомый голос Валерия Скородеда ничуть не утратил задора, а гитарные соло Вадима Котельникова являются одним из главных украшений диска. Однако трудно представить какое-то прикладное применение «Естественному отбору»: диск несомненно бодрит, но вот кого он бодрит, сказать сложно. Пластинку явно не следует слушать в одно лицо за рабочим столом, но при каких обстоятельствах ее можно включить в теплой компании, у меня придумать фантазии не хватает.

Приверженность Скородеда к единственной теме слегка выходит ему боком в песне «Любо, любо мне…» Строчки типа «сдохни, власть вседержащая», и «наверху сидят, чешут лбы, как еще обмануть народ» оставляют простор для широкой трактовки, однако кто ж поверит, что автор имел в виду наших современных правителей, а не проклятый Совнарком?

Алексей Мажаев, InterMedia 

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+