Григорий Лепс и Александр Розенбаум – «Берега чистого братства» ***
«Мистерия рекордс». Релиз диска состоялся в декабре.
Когда Лепс и Розенбаум объявили о планах записи совместного альбома, особенной сенсацией это не стало. Мало у кого замерло сердце в предвкушении этой работы, к тому же продержаться в таком состоянии никакому сердцу не было бы легко: исполнители около полутора лет искали окна в своих графиках, чтобы встретиться в студии. Но было любопытно, да – что же такого соорудят вместе артисты, у которых сходства гораздо меньше, чем различий. Собственно, объединяет их только высокая популярность и отчасти жанр. Остальное – разъединяет.
Розенбаум сначала прославился «одесским» циклом, благодаря чему его долгое время считали эмигрантом вроде Токарева и Шуфутинского. Потом выяснился, что он наш, ленинградский, к тому же жесткий и упрямый – не только не уехал, но даже сомнительную с точки зрения советского искусства фамилию менять не пожелал. «Одесский» цикл сменился афганским, а также несколькими проникновенными балладами. Александр Розенбаум пел под гитару собственные песни, но от звания барда открестился так же неумолимо, как от предложенной русской фамилии. В результате он оказался сам себе жанром: резкие, брутальные мужские песни о главном составляют основу его репертуара, в котором вескость интонации всегда превалирует над разнообразием мелодий. Народу это нравится, особенно по осени, когда Розенбаум по традиции дает в Москве десяток концертов подряд. Лепс сам музыку почти не пишет и долгое время не вполне успешно пытался скрестить свою экспрессивную рок-вокальную подачу и странные сценодвижения с эстрадными и шансонными произведениями разных авторов. Когда наконец публика нежно полюбила Григория и вознесла его в пятерку самых гастролирующих и зарабатывающих артистов, тот и репертуар стал подбирать более вдумчиво и точно. Так ли нужны в этом репертуаре песни Розенбаума, вопрос дискуссионный.
На него, впрочем, отвечает чрезмерно пафосное название совместного альбома. «Берега чистого братства» - это, с одной стороны, история о крепкой мужской дружбе (в ее шансонно-блатном понимании), а с другой, способ отфильтровать слишком утонченных меломанов, которым такой заголовок не может не показаться вычурно-фальшивым. Прослушивание же пластинки доказывает, что крепкая дружба братца Лепса и братца Розенбаума подкреплена серьезными экономическими соображениями. Так радовался Матроскин приезду Дяди Федора: теперь мы вдвое больше сена для нашей коровы запасем. Вот и объединение двух кассовых лиц в один проект сулит этим лицам сплошные коммерческие выгоды. При этом Розенбаум и Лепс на «Берегах чистого братства» обошлись без новых хитов. Что хит? Хит и в одиночку продать можно. А вместе зато можно заново продвинуть «классику» вроде «Гоп-стопа», дополнив привычное исполнение неуемным вокальным буйством Лепса. Странно для столь почтенных артистов, но их совместная пластинка напоминает характерное скорее для новичков портфолио, рассчитанное на потенциальных заказчиков: Розенбаум предстал тут во всех своих основных авторских ипостасях – а он, если кто забыл, пишет и блатняк («Ша, братва», «Ночной кабак»), и про горячие точки («Афганская вьюга»), и про политику («Вялотекущая шизофрения») и про душу, и про правила жизни; напарник же своими хриплыми руладами наполняет эти произведения дополнительными красками – не всегда понятными и оправданными, зато неизменно яркими. В «Вечерней застольной» к «Берегам» приплывает еще и брат Кобзон, добавляя альбому железобетонной баритональной краски. Но несмотря на все эти виньетки, альбом, увы, не выходит за стилистические рамки душевного шансона и постшансона из типичного арсенала Розенбаума. Для Лепса это скорее шаг назад в творческом смысле, но чего не сделаешь ради дружбы и хороших совместных гастролей.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia