Эдуарда Шарлота* приговорили к пяти с половиной годамЛигалайз признан иноагентом в РФДуа Липа и Каллум Тёрнер помолвленыЮрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженилисьСветлана Устинова и Илья Стюарт стали родителямиИтоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и КологривыйСергей Полунин уехал из РоссииБывший муж Анны Седоковой покончил с собойСелена Гомес выходит замужНастя Ивлеева вышла замужРоберт Де Ниро и Бен Стиллер снова снимутся в «Знакомстве с родителями»Хибла Герзмава стала наставницей шоу «Голос»Светлана Светикова станет мамой в третий разЮра Борисов номинирован на «Золотой глобус»Анна Седокова официально развелась с Янисом ТиммойМарк Эйдельштейн сыграет главную роль во втором сезоне «Мистера и миссис Смит»Марина Федункив подтвердила, что стала мамойУмер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый раз

«Чай вдвоем»: «Все здоровые мужики очень сентиментальны»

(СКОЛЬКО ЛЕТ ГРУППЕ «ЧАЙ ВДВОЕМ»)

Стас Костюшкин: «Мы уже 15 лет поем попсу, говорю я своей жене. Она говорит – Стасик, 17 лет. Поэтому 17 лет».

Денис Клявер: «С 1994 года на самом деле коллектив образовался, у нас был первый концерт. Он был не то что комом, а был такой… я даже не буду говорить, нецензурное слово… был пьяный звукорежиссер. Мы, может быть, не очень опытные, но у нас был уже балет, у нас даже названия не было на тот период, название появилось только потом, в 1995 году».

(О НАЗВАНИИ ГРУППЫ)

Денис Клявер: «Название нашей группы придумал Александр Ревзин, известный режиссер. Причем очень радикальное. И в принципе у нас даже не было возможности возражать ему. Он сказал: «Вы будете называться «Чай вдвоем». Потому что вас двое и потом у вас будет чайная компания спонсором. Ну, как бы вот мы вдвоем, но чайной компании в спонсорах у нас так и не было».

Стас Костюшкин: «Бредовое название. Мы долго к нему привыкали. Дениске было тогда вообще 19 лет, мне – 23. И хотелось что-то более современное, более модное. Мы хотели называться «Пилот» там… не знаю, что-то такое, но не этим старческим названием, которое только теперь нам начинает подходить».

(О СЛУХАХ О РАСПАДЕ ГРУППЫ)

Денис Клявер: «На самом деле мы говорили о том, что существует коллектив «Чай вдвоем», и при этом у нас есть у каждого свои проекты, в которых мы раскрываемся. У любого жанра есть свои рамки… я уже могу преподавать, мне кажется, в каком-то институте культуры… В любом жанре есть свои рамки, безусловно, и в рамках поп-музыки мы просто не можем за них выходить. Потому что есть некая стилистика, в которой мы существуем».

Стас Костюшкин: «Недавно я принес свой новый проект на радиостанцию, на какую – не буду говорить. Неважно. Мы приносим музыку, показываем, мне человек говорит – хороший проект, музыка классная, слова хорошие, но сейчас не время хорошей музыки, понимаешь… Пойте вдвоем – лучше будет. Вот такая странная история, что не время хорошей музыки, не время хороших слов. Сегодня время странное, тяжелое, забавное, интересное, но мы всегда пытались… вы знаете, группу «Чай вдвоем» шесть лет не ставили на радиостанциях, мы шесть лет пытались что-то сделать… Мы питерцы, первым продюсером у нас был Сергей Курехин, первая песня была «Пилот», сумасшедший какой-то экстрим, непонятный… И надо сказать, что первый сборник, в котором мы были, это был сборник роковых исполнителей Санкт-Петербурга, в который мы каким-то образом попали. Но реалии жизни таковы, что вот дети родились, мамы с работы уходят, всех надо кормить, поэтому в конце концов ты уже перестаешь быть Сальвадором Дали и говоришь, что мне все равно… и ты все равно возвращаешься к реалиям жизни…»

(ОБ ИТОГАХ)

Денис Клявер: «Можно я подведу итог? Я могу сказать, что те наши проекты сольные, которые у нас есть параллельно с группой «Чай вдвоем», это наше альтер эго, мое личное, эгоистичное, и Стаса эгоистичное – в хорошем смысле этого слова – что вот там нет никаких компромиссов, мы там делаем то, что мы хотим. «Чай вдвоем» – это компромисс наш со зрителем. И наш личный в том числе… Ну, мы к компромиссу пришли с самого начала, наш компромисс был в том, что мы познакомились, подружились, в первую очередь, и нам захотелось чего-то добиться в этой жизни. И мы помогли друг другу. Я вот могу сказать, что, если бы не было Стаса в моей жизни, на 99% я бы не смог, наверное, состояться. И прекрасно, что мы нашли общий язык, сейчас у нас есть огромная армия поклонников, людей, которые очень любят «Чай вдвоем», очень любят нас, и нам в один момент показалось, что, если мы будем делать сольные проекты, они будут неинтересны. Наверное, поэтому еще возникла вся эта история с расходами, с распадами, но сейчас все наши поклонники сказали, что делайте, что хотите, а нам нравится «Чай вдвоем», нам нравится каждый ваш проект по отдельности, нам интересно все».

Стас Костюшкин: «Коллектив распадался, безусловно, и это нормальное явление. Каждый захотел что-то свое сделать… Понимаете, у нас с Дениской разные мнения на этот счет. Мое мнение, что это такая трясина, которая тебя тянет в обратную сторону, в 95-е года, они не хотят, чтобы ты менялся, они хотят, чтобы ты оставался таким, как ты был».

(МЕНЯЮТСЯ ЛИ ОНИ)

Стас Костюшкин: «Да, очень сложно не меняться, потому как мне в этом году 40 лет исполнится, а через 10 лет мне будет 50. И выбегать в шортиках и в маечке, в футболочке…. оно уже странновато. И это понимает человек, который напротив меня сидит. А миллионы поклонников не хотят это понимать. Они очень не хотят, чтобы что-то менялось кардинально в жизни. Поэтому, когда мы что-то такое вдруг меняем, вдруг «Чай вдвоем» спел другую композицию, с более тяжелым текстом, все сразу – ой, не нравится, пойте то, что нам нравится».

(О ТВОРЧЕСКИХ КОМПРОМИССАХ И ЗАВИСИМОСТИ)

Денис Клявер: «То, что мы делаем, требует определенных затрат. Финансовых в том числе. Поэтому я говорю, что это компромисс. «Чай вдвоем» – изначально компромисс между нами и зрителями. И рынком. То есть, мы в конце концов делаем то, что устраивает нас. Мы делаем то, что нравится нашим зрителям. Наша задача – найти общий язык со зрителем. Музыка – это язык, могу сказать. Мне лично интересно делать ту музыку, которая будет интересна как можно большему количеству народа. Другой разговор – жанровость. Это не знак качества, ни в коем случае. Есть халтура, а есть нормальная работа. Есть жанр, есть просто плохо – вот и все. Так что жанр поп-музыки – именно в нашем исполнении – он нашел максимальный отклик. Вот и все. Поэтому, конечно, естественно, мы зависим и финансово тоже, безусловно, потому что то голое творчество – и мое, и Стаса – оно не может приносить никаких финансов. А любое развитие требует, безусловно, финансовой поддержки. Тем более, как Стас сказал, что у нас уже есть дети, семьи. Если бы у нас были какие-то параллельные бизнесы, может быть, мы вообще взяли… Ну, а 16 лет два мужика, работающих вместе, это вообще уже….»

(КАК К ИХ ПЕСНЯМ ОТНОСЯТСЯ В КАЧАЛКЕ)

Стас Костюшкин: «У меня куча людей, которые со мной тренируются, они, самое смешное, относятся жутко как бы категорически к нашему коллективу. Конечно, они настоящие брутальные мужики, которые, конечно же, не слушают «Чай вдвоем»… Поэтому, конечно же, все вроде бы так отторгают, говорят, что, конечно же, мы не смотрим порнофильмы, конечно, нет, – а только домой пришел и сразу же залез на сайт… Вот о чем разговор. О том, что правды-то вы не добьетесь ни от кого, все будут говорить, что мы не слушаем «Чай вдвоем», мы слушаем только это. А ведь настроение у нас разное, мы ж не всегда едим гамбургеры или сосиски, мы хотим есть полигамную еду. И так же полигамную музыку слушать, разнообразную. Сегодня джаз, завтра – рок. У меня, вот если залезть в мой мр3-плеер, там все: и опера, и джаз, и рок».

Денис Клявер: «Можно я еще добавлю? Все здоровые мужики очень сентиментальны. Чем мужик больше, тем он сентиментальнее. Просто мы это скрываем. А в нашей ситуации мы об этом поем… Вот была песня «Ласкового мая», очень простая, с простыми словами, с простой музыкой, спета очень лирично. И здоровые бандюганы реально плакали, обнимая свою любимую девушку. Потому что это сделано искренне. Любой большой мужчина очень сентиментален. Вспомните армию – ребята берут гитару, поют дрожащим голосом слова про семью, про детей, про родину…»

(О ПЕСНЕ «ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ»)

Стас Костюшкин: «На нее очень многие слушатели обиделись… Они что хотят, то и слышат. Поэтому в этой песне мы хотели посмеяться просто над ситуацией, где человек прибегает к президенту и говорит – а напишите еще, чтобы меня вот эта девушка любила, потому что я сам не могу разобраться…»

Денис Клявер: «Ну, знаете, шарж, реальный шарж… Потому что мы веселые ребята, мы постоянно шутим и юморим, мы очень, может быть, лирические в песнях, но в жизни мы очень отвязные и веселые. Эта песня – реальный шарж, реальный стеб, и дело даже не в президенте… У нас сейчас обстановка сложная в стране и люди, когда видят атрибуты той или иной власти, они сразу вызывают какой-то антагонизм моментально…»

(О НОВЫХ ПЕСНЯХ)

Денис Клявер: «Буквально позавчера мы со Стасом записали замечательную летнюю песню, такой некий компромисс, некое такое сочетание песен «Просто друг» и «Белое платье»… Вы знаете, мы поем о вещах очень простых, но очень важных для обычного человека. И редакторы многие нам даже на радиостанциях говорят – как у вас так получается, вы поете вроде о таких обычных вещах… вот что бы там Стасик ни говорил о деньгах… Все равно, если бы он вот это не искренне писал и не чувствовал бы, ничего не получилось бы, и зритель бы не проникся его текстом, поверьте мне».

(О ДОХОДАХ АРТИСТОВ)

Денис Клявер: «Я могу сказать, что очень обидно было, когда вот Болотной площади был этот митинг, и тут же вечером на телеканале, не буду говорить каком, сразу же показали, как живут зажиточные артисты наши, какие у них дома, как пони потрясающе себя чувствуют. Так вот, оказывается, кто у нас во всем виноват, кто у нас ворует деньги… на самом деле, артисты трудятся с утра до вечера, не покладая рук своих, и поют для людей совершенно искренне, ну и понятно, что они что-то зарабатывают…»

Стас Костюшкин: «Мало того, я могу сказать, что по прошествии многих лет не каждый может себе какой-то капитал сохранить и обеспечить старость».

Денис Клявер: «Да, да. К сожалению, опять же по каналам сейчас показывается сплошная фальшь, касаемая артистов. Грязное белье…  Убивают реально концертную работу любого артиста, смешивая его с дерьмом… Получается, что в наши с вами эфиры мы не успеваем просто людям доказывать, что нужно ходить на концерты. На концертах не всегда фанера, не всегда халтура…»

(О СВОЕЙ АУДИТОРИИ)

Денис Клявер: «Девушкам нравится - и хорошо. Мы же все работаем для девушек… История у меня есть одна – я ходил на концерт в «Олимпийский» недавно, и стоят парни, ну, молодые ребята, лет по 18, с девушками… Я прохожу, значит, в зал, он такой – видишь, любимая, вон «Чай вдвоем» сам ходит, видишь, как бы нормальную музыку, типа, слушает, на концерты… Я поворачиваюсь и говорю – слушай, а ты лифчик носишь? Он говорит – нет. Я говорю – ну тогда зачем ты на себя примеряешь то, что для девушек? И он так – да, ну извини… Слушайте, мы работаем для девушек. Любой настоящий мужчина делает все в своей жизни для девушек…»

(«Комсомольская правда», 17.01.12)

Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»

НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»

- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.

ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.

СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?

- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...

РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?

- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.

ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!

НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?

- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...

ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?

- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.

(Life Showbiz, 19.12.12)

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»

О КАРАОКЕ-КЛУБАХ

- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.

ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА

- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.

ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?

-  Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.

О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ

- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.

О НОВЫХ ПЕСНЯХ

- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.

О ВЕЩАХ

- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?

-  Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?

-  Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.

ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?

- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.

О ТАТУИРОВКАХ

- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.

ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ

- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.

КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?

- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.

КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?

- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.

О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ

- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.

О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА

-  Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...

(«Факты и комментарии», 17.12.12)

Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»

О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ

— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».

О ПРАЗДНИКАХ

- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.

ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?

— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.

О ПОДАРКАХ

— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.

КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?

— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.

О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.

О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ

— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.

(«Аргументы и факты», 13.12.12)

β 16+