«Ю-Питер» - «10-Питер» ****
Kroogi.com. Релиз состоялся 29 февраля.
Вячеслав Геннадьевич Бутусов поскромничал и выдал собственное 50-летие за юбилей своей нынешней группы «Ю-Питер». Поэтому юбилейный концерт, состоявшийся в октябре в Crocus City Hall, вышел на диске, как бы посвященном 10-летию «Ю-Питера». Возможно, свою роль сыграла красивая симметрия, которую образуют буква «Ю» и цифра «10» в названии пластинки. Тем не менее содержание концертника все же в первую очередь отдает должное славному фронтмену: хитов «Наутилуса Помпилиуса» здесь чуть побольше, чем песен «Ю-Питера», а песни «Кино», традиционно входящие в актуальный репертуар группы, не звучат вовсе. Впрочем, нужно отдать должное и «Ю-Питеру»: в его исполнении старые «наутилусовские» песни вызывают у слушателя бегание точно таких же мурашек, как и 20 с лишним лет назад. Отчасти юбилейный концерт превратился в трибьют - некоторые произведения звучат «с маленькой помощью друзей», причем порой в довольно неоднозначном исполнении.
Тон юбилейному настроению задают «Бриллиантовые дороги», символизирующие, пожалуй, все лучшее в творческом методе Бутусова. Песня не стала большим хитом, не звучала в протестных телепередачах конца 80-х, но тем не менее оказалась нежно и негромко любимой тысячами поклонников. После «Титаника», исполненного при участии Андрея Макаревича, Вячеслав отдал должное главным удачам «Ю-Питера» - «Песне идущего домой» и «Девушке по городу». В исполнении «Прогулок по воде» юбиляр участия не принимал, отдав бразды правления Дмитрию Ревякину. Лидер «Калинова моста» представил распевную и глубокую версию, которая явно заслуживает новых радиоротаций и включения в концертную программу ревякинской группы. Затем «Ю-Питер» немного повспоминал свою новейшую историю, показав песни со свежих альбомов, в том числе дуэт Вячеслава Бутусова и его жены Анжелики Эстоевой «Терновник». Этот концептуальный блок был разбавлен «Казановой» в исполнении Сергея Галанина, чей певческий энтузиаст любителям классического «Наутилуса» явно покажется чрезмерным.
На этом празднование 10-летия «Ю-Питера» на данном диске заканчивается – дальше празднуем только полтинник Вячеслава Бутусова. Песни времен «Крыльев» («Крылья», «Тутанхамон» и «Дыхание») сменяются старинными хитами «Нау». В «Скованных одной цепью» новое дыхание постарался вдохнуть неистовый Гарик Сукачев, и это ему удалось, несмотря на явное противоречие со зловещей сдержанностью оригинала. «Шар цвета хаки» и «Хлоп-хлоп» помог исполнить близко к классической версии Вадим Самойлов, сыгравший гитарные партии. Представленный вариант «Прощального письма» не показался очень удачным из-за легкомысленной аранжировки, расслабленного вокала Бутусова и бэк-вокала Юлии Худяковой, который в других песнях звучал куда более уместно.
Финал альбома содержит три бонус-трека - «Взгляд с экрана» с участием Александра Ф.Скляра, «Синоптики» с Дианой Арбениной и «Я хочу быть с тобой» с Севарой Назархан. Грозный баритон Скляра отлично подошел к провинциальным страданиям по Алену Делону, и их дуэт с Бутусовым сложился очень удачно. Арбенинский драматизм тоже оказался органичен «Синоптикам», а нежность Севары смягчила душераздирающий трагизм редкой в русском роке песни о любви.
К «10-Питеру», наверно, можно предъявить типичные претензии, характерные для юбилейных концертных сборников: что-то не прозвучало, что-то прозвучало не совсем так, что-то совсем не так, что-то не с теми и т.д. Однако нельзя не оценить стараний, которые приложили солист-юбиляр и группа-юбиляр к тому, чтобы не упустить главного. И это им по большому счету удалось.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia