Олег Скрипка: «Если бы российские масс-медиа не поддерживали украинскую музыку, то у нас дела были бы совсем плохи»
(О ЮБИЛЕЙНОМ КОНЦЕРТЕ «ВОПЛЕЙ ВИДОПЛЯСОВА»)
«Вообще, мы крайне редко даем в Москве большие концерты. И за это время внутри «ВВ» накопилось несколько разных творческих направлений, которые мы и представим. Это и акустическая программа, которую мы играли в парижских кабаре, и выступление с оркестром… Кроме того, в концерте примут участие наши друзья из других музыкальных ансамблей. Будут и совсем старые песни, которые мы давно не играли, и новые композиции».
(О ЧЕТВЕРТЬВЕКОВОЙ ИСТОРИИ «ВВ»)
« Как человек и как музыкант я предпочитаю либо жить сегодняшним днем, либо строить планы на будущее. Я редко оглядываюсь назад. Честно говоря, эти двадцать пять лет как один день пролетели, настолько быстро, что не было времени задуматься. Но, осознав, что у «ВВ» скоро четвертьвековой юбилей, я решил, что вокруг этого надо сделать определенное событие. Работая над организацией юбилейных концертов и тура, над записью нового альбома, я, наконец, понял, зачем вообще юбилеи существуют. Ты живешь, а за тобой из прошлого тянется своего рода шлейф – как из хороших событий, так и из плохих, которые тебя тормозят. Говорят, в какой-то момент нужно отрезать волосы. Точно так же необходимо делать юбилей – просто отчитаться, поразмышлять, поговорить об этом, потом забыть и идти дальше. Если ты этого не сделаешь, то не сможешь освободиться. Поэтому для меня юбилей – это освобождение. Я чувствую, что стал мыслить по-новому, что внутри коллектива появилась свежая энергия, мы выходим на какую-то другую стадию».
(ПОЧЕМУ РЕДКО ВЫСТУПАЮТ НА УКРАИНЕ)
«Это связано с тем, что у нас украинская музыка буквально изъята из радио- и телеэфиров. А если у тебя нет эфиров, тебе крайне сложно давать концерты. Если бы российские масс-медиа не поддерживали украинскую музыку, то у нас дела были бы совсем плохи».
(ЧТО СЛУШАЮТ НА УКРАИНЕ)
«Преимущественно попсу. Кроме того, у нас практически нет специализированных рок-н-ролльных радиостанций. Тем более вообще нет радиостанций, специализирующихся исключительно на украинской музыке».
(О ФИНАНСИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ)
«Во-первых, Украина как государство намного моложе, чем Россия. Во-вторых, в Украине намного меньше денег. В России есть средства осуществлять хоть какую-то государственную политику в области культуры. В Украине же проблема с государственностью, у нас не было ни одного национально направленного правительства. Ни одного. И поэтому национальные вопросы, вопросы культуры, вопросы исторические ни одного из наших правителей пока еще не интересовали. Сейчас начинаются какие-то позитивные движения. Но то, что делается, – просто мизер, это едва заметно. Поэтому плоды этих усилий можно будет заметить разве что через несколько лет, если не десятилетий. Кроме того, есть один острый момент: в Украине идет движение в защиту русского языка. Фактически это означает, что украинский язык может потерять свою территорию. Поэтому мы не имеем эфиров, меньше издается книг на украинском языке, из школьной программы изымают некоторые предметы на украинском языке».
(УМЕСТНО ЛИ СТРАВНИВАТЬ МИТИНГИ В РОССИИ С «ОРАНЖЕВОЙ» РЕВОЛЮЦИЕЙ НА УКРАИНЕ)
«В принципе, на Украине произошла буржуазная революция, хотя открыто об этом не говорят. До этого у нас был режим Кучмы, очень неэффективный режим. Понятно, что люди были недовольны, понятно, что был недоволен и средний класс, и средний бизнес, и большой бизнес. Кстати, в революцию инвестировал в том числе средний и большой бизнес. Подчеркиваю, это исключительно мое видение ситуации. В Украине произошла смена формаций: на смену феодализму, олицетворением которого был Кучма, к власти пришли украинские олигархи. То есть к власти пришел большой капитализм. И у нас сразу поднялась экономика. Пример: после революции, хотя страна почти полгода не работала и много денег ушло, собственно, на организацию революции, ожила экономика, людям подняли зарплаты. Этого никто официально не признает, но произошло именно так. Я это даже на себе почувствовал: поднялись гонорары, стало больше концертов… В России же немного другая ситуация. Да, есть стагнация, но проводить параллели между Путиным и Кучмой нельзя. Путин намного более талантливый менеджер по сравнению с Кучмой».
(БЫЛО ЛИ ЗА КОГО ГОЛОСОВАТЬ ТОГДА НА УКРАИНЕ)
«Мы думали, что было за кого. Да, у нас оппозиция была намного сильнее представлена, чем у вас. Мы верили в Ющенко, но на самом деле он оказался крайне слабым администратором. Он порядочный человек, хотел много чего хорошего сделать, но эффективно управлять страной у него не получилось. В принципе морально он потерял власть очень быстро. Люди в него верили, а через год поняли, что его политика неэффективна».
(О ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЯМИ КУЛЬТУРЫ ВЛАСТИ)
«У ваших представителей власти много рычагов влияния. С одной стороны, тебе делают предложение, от которого сложно отказаться. С другой – не поддерживать власть может быть просто опасно. И люди идут на этот шаг – кто-то из страха, кто-то в погоне за выгодой. Но печально, что из-за этого часто приходится наступать на горло своему имени, своей гордости. Это своего рода сделка с совестью… Я смотрел предвыборные ролики, записанные вашими деятелями культуры. Они очень грамотно сделаны с точки зрения психологии – все эти взгляды, жесты и прочее. Даже если человека воротит от того, что он говорит, простой обыватель это вряд ли заметит. Мне показалось, что более-менее искренне говорил Башмет, а у остальных глаза бегали. Мне в свое время поступали разные предложения от Тимошенко. Я предложил более-менее адекватную схему сотрудничества. Мне выделили деньги на проект, но при этом мне не надо было напрямую пропагандировать Тимошенко».
(О СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАД ЮЛИЕЙ ТИМОШЕНКО)
«У меня двоякое отношение к этому. Тимошенко уже прошла через тюрьму при Кучме, и это дало ей политических дивидендов. И она решила сыграть в эту игру второй раз. Думаю, у нее все-таки была возможность каким-то образом избежать тюрьмы. Но она смело на это пошла, Янукович ей подыграл, и они ее как следует «законопатили». Но, на мой взгляд, любая политическая карьера не стоит того, чтобы себя в тюрьму засаживать. В любом случае это ни для кого хорошо не закончится – ни для нее, ни для власти, ни для нас, простых украинцев. Ее выгода – это пиар, поскольку она там, естественно, строит образ мученицы. Власть это делает, я так понимаю, по двум причинам. Во-первых, как мне видится, Тимошенко лично обижала Януковича и тех людей, которые его поддерживали, оскорбляла их публично. Во-вторых, ее таким образом обезвредили как оппозицию, поскольку она была потенциальным лидером на будущих выборах. Кроме того, это было своего рода показательным выступлением – чтобы другие боялись. Но это очень сильно подорвало авторитет украинской власти во всем мире».
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ПЕРЕМЕН, НУЖНО НАЧАТЬ С СЕБЯ)
«Прекрасная фраза, очень правильная. Такую философию проповедовал Ганди: если ты хочешь перемен, сам стань этой переменой. Дело в том, что я закоренелый идеалист. Я считаю, что дух, идея, культура, творчество – первичны, а материальный мир – вторичен. На мой взгляд, если внутренняя аура человека и аура общества находятся в гармонии, то общество в целом функционирует правильно. Культура – это и есть лекарство ауры общества. Когда мы занимаемся культурой, мы непосредственно лечим общество. Приятно наблюдать, что к власти все чаще приходит поколение политиков, которые выросли на рок-н-ролле. Например, мэр города Ивано-Франковск на Западной Украине – закоренелый рокер, он в свое время бобины на дискотеках крутил. Так и город процветает! Я вижу, что он вкладывает средства в культуру, поддерживает творческие проекты, у них разные фестивали проходят. Еще один пример: мои знакомые занимаются культурной политикой Львова. Как вы понимаете, у этого города намного меньше денег, чем у Киева. Но за счет инициативы людей, за счет иностранных инвестиций Львов превратился в фестивальный город, открылось множество галерей, начал развиваться ресторанный и гостиничный бизнес, туризм…»
(О НОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ)
«Возможно, я, как человек из другого поколения, слишком консервативен, поэтому и не вижу каких-то явных новых тенденций. Опять же, наше общество находится в стадии рецессии, поэтому пока даже намеков на что-то свежее не видно. Просто идет какая-то стагнация общества, процессы замедляются, наступает разочарование, пессимизм. После этого должна произойти какая-то социальная катастрофа, а потом, возможно, и возникнет что-то новое. Но мы пока до этой стадии просто не дошли».
(«Новые известия», 03.04.12)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)