Владимир Шахрин («ЧайФ»): «Мы не ракету строим, поэтому не собираемся переворачивать мир»
О СВОЕМ УЧАСТИИ В ФЕСТИВАЛЕ «ЛЕГЕНДЫ РОКА»
— В то время, которое я находился за кулисами, я ощущал очень хорошее фестивальное настроение. Не было такого впечатления, что собрались ходячие мумии, и это нафиг никому не надо. Всё было очень круто, живо, хорошо, все получали удовольствие. Некоторые, правда, сетовали, что неполный зал. Но, во-первых, была ужасная погода. А, во-вторых, я уже потом узнал, что это был день города, поэтому, соответственно, по всей Москве было много бесплатных мероприятий. При нынешнем отношении к деньгам, понятно, что кто-то решил сэкономить. Так что и по публике в этой ситуации всё было адекватно и хорошо. К тому же Стас Намин так подобрал группы, что получилась полновесная музыкальная палитра. Двадцать с лишним коллективов, один на другой не похожи, все со своим лицом. Это говорит о том, что русская рок-музыка — это не миф, а реальная культурная субстанция.
О ПРЕЕМНИКАХ ГРУППЫ «ЧАЙФ»
— Периодически мне попадаются демозаписи, в которых я слышу знакомые нотки. В большей степени, я думаю, есть группы, которые играют на схожей с нами эмоциональной волне. Им нравится, что мы — самоироничны, что мы не ракету строим, поэтому не собираемся переворачивать мир. Иногда нам говорят: «Ну как же, рок-музыка — это же призвание». Я отвечаю: «Слушайте, когда мы в школе собирали первый ансамбль, мы не планировали переворачивать мир и свалить коммунистов. У нас была задача играть музыку, которая нам нравится». Ну и, конечно, был банальный половой инстинкт понравиться девочкам из соседнего класса. Так что и сегодня есть группы с изначально похожим посылом, которые пришли не заколачивать деньги или спасать мир, а просто получают удовольствие, развлекают себя и публику, делая это не пошло.
ОБ АЛЬБОМЕ «ДЕТИ ГОР»
— Тогда, в 90-е, мы одними из первых начали активно заниматься мифотворчеством и начали в качестве приколов придумывать всевозможные легенды. Одна из них, например, сводилась к тому, что Чапаев всё-таки переплыл Урал, что мы нашли его стоянки и родственников. Тогда же мы начали говорить про некие «горские традиции» и вдруг в обиходе наших телевизионщиков начали появляться выражения, типа «на горноуральщине». И вдруг в эту игру втянулись все. Гости Екатеринбурга были обескуражены тем, что город находится в самой низкой части Урала, и гор-то там практически и нет (смеется). Однако мы в эту штуку сыграли. К тому же в детстве я был фанатом Ильфа и Петрова, у которых в «Двенадцати стульях» людей, танцующих на тифлисской дороге, объявляли диким народом.
Для нас этот альбом важен, в первую очередь, тем, что он провел некий водораздел между любительской свердловской группой (хоть и с определенным багажом) и профессиональным коллективом. К концу 91-го года изменилась страна, появился другой флаг и гимн, а город Свердловск стал Екатеринбургом. Все чаще стало звучать слово «шоу-бизнес», а мы стали себе задавать вопрос: что нам делать, оставлять всё как есть или податься в этот самый «шоу-бизнес». Если в шоу на тот момент мы кое-что понимали, то в бизнесе вообще ничего. Никто из нас жвачку продать не мог (смеется).
«Дети гор» — это была первая запись в Москве. В столице мы жили две недели в общаге завода Хруничева на Филях в одной комнате с четырьмя кроватями, тумбочкой и столом. Это был первый наш альбом, где официально заявлены саундпродюсеры — Сергей Галанин и Олег Сальхов. Первый к тому времени уже был нашим хорошим приятелем, а второй был прямо голова, поскольку он делал звук «Морального кодекса», а это воспринималось как эталон. Запись шла в профессиональной студии Стаса Намина, у которой существует красивая легенда, что всё оборудование там оставил Стас Намин. Костя Кинчев меня заранее предупреждал, что ему очень нравится песня «Псы с городских окраин», и он хочет поучаствовать в записи. Когда до нее дошла очередь, мы ему сообщили, что завтра пишем вокалы. В назначенный день приехали Костя, Саша Скляр и два каких-то «перца» из Иркутска с двумя огромными бутылками байкальской водки. Они ждали два часа, после чего никто текста спеть не мог вообще. В итоге мы записали Костин вой, а в буклете написали Акела Кинчев, так как он выл, как волк (смеется).
Атмосфера была душевной. В двух песнях сыграл Серега Воронов, не взяв за это никаких денег. Поставил только одно условие: если мы когда-то будем снимать клип, чтоб никто его партии на гитаре не изображал. И когда мы начали снимать клип «Не дай мне повод», я вдруг про это вспомнил в последний момент, поэтому в тех кусках, где играл Воронов, Бегунов переворачивал гитару и просто возюкал по грифу. А Рушан Аюпов определил звучание песни «Не спеши», его баян добавил народности. Кстати, с этой песней тоже вышла забавная история. Поскольку «Дети гор» изначально вырисовывался как рок-альбом, я посчитал, что «Не спеши» туда вообще никак не ложится. Сказал об этом Бегунову, а он ответил: «Да ладно, ты чё — кайфовая песня. Какая разница — подходит она или нет». В итоге она стала, может быть, одной из десяти самых узнаваемых песен группы «ЧайФ». Поэтому этот альбом для нас так важен — много событий с ним связано. Безусловно, он стоит того, чтобы отметить его юбилей.
КОГДА ВЫЙДЕТ НОВЫЙ АЛЬБОМ?
— Мы поговорили с Димой Гройсманом, и он абсолютно логично мне объяснил, что сейчас на фоне тура и переизданий CD и DVD история с новым альбомом помешала бы информационно. Поэтому решили доработать этот год с этой программой, а в следующем заняться уже новым альбомом. Тем более остросоциальных песен «вечером в газете — утром в куплете» у нас там нет.
О «БУРЖУАЗНОСТИ» ГРУППЫ «ЧАЙФ»
— Да, некоторые хихикают по поводу нашей «буржуазности». По сравнению с тем, что было, мы действительно стали более респектабельными. Но при этом мы всё равно остались достаточно провинциальными парнями, живущими по тем же принципам, по каким и жили. Деньги для нас до сих пор не являются главным стимулом писать песни и выходить на сцену. Хорошо хоть, что их по-прежнему дают (смеется). Просто «Кино, вино и домино» сначала прозвучало у нас на репетиции как некое устойчивое выражение, а потом вдруг под него я начал складывать в голове какую-то концепцию. Действительно, четыре песни оттуда писались как саундтреки к фильмам. Но там они звучали фрагментарно, а здесь целиком. Потом есть песни, явно затрагивающие алкогольную тематику. А «домино» — это когда мужички сидят и ведут достаточно искренние разговоры, взрослые, мужские и зрелые.
О РАБОТЕ С КИНОПРОЕКТАМИ
— Все наши работы с кинопроектами были достаточно успешными. Первой из них была песня «За полшага» для фильма «Порода», который хорошо расходился на носителях. Она вписалась туда абсолютно нестыдно, тем более мы съездили на место съемок и в этих декорациях сняли клип на нее. Песни «Клен ты мой опавший» в этом альбоме нет, но мы тоже считаем удачным предложением Владимира Хотиненко записать ее для фильма «По ту сторону волков». Там была задача связать современную жизнь с картинкой послевоенного СССР. Потом мы записали для фильма «Братаны» «Точку». В принципе, мне сценарий понравился, плюс у нас сложились добрые и искренние отношения с режиссером.
Фильма «Почтальон» я не видел, но я очень люблю Васю Мищенко как актера, очень рад, что он сейчас у Гарика Сукачева блистает в спектакле «Анархия». Он мне позвонил и сказал, что в качестве режиссера снимает этот фильм, и ему очень нужна песня, которую мы написали. Потом был юмористический ситком «Дом кувырком». Мне тоже понравилась история, где один из главных героев любит группу «ЧайФ». Но этому проекту очень не повезло, что он попал под пик популярности «Папиных дочек», а там был похожий сюжет. Так что не жалею ни об одном проекте.
Я даже жалею, что песня «Для него», которая сейчас звучит на «Нашем радио», в итоге не вошла в фильм Саши Любимова, хотя изначально для этого писалась. В картине речь идет о прохождении в 1945 году советских войск через Прибалтику. А когда снимался фильм, как раз разворачивалась вся эта история с Бронзовым солдатом. Такая пошлятина была и с нашей, и с эстонской стороны! Ведь шли 20-летние мальчишки, здесь их настиг бой, там их и закопали. Чего, какую политику вы тут гоните? Просто с уважением к ним отнеситесь — и всё. Даже если вам эта могила мешает в центре города, можно было на уровне министерства обороны без лишней шумихи договориться и с почестями перезахоронить. Нет ведь, устроили с одной, и с другой стороны какую-то показуху. Поскольку меня эта ситуация дико задела, у меня появилась эта песня «Для тебя». Но Саша Любимов мне сказал, что она получилась слишком серьезной, а в кино музыка всё-таки должна идти фоном. В любом случае, я эту песню люблю, и мне за нее нисколько не стыдно.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С КОНСТАНТИНОМ КИНЧЕВЫМ
— Я с глубочайшим уважением отношусь к Косте как к личности. Будучи человеком абсолютно нерелигиозным, я тем не менее убежден, что он совершенно искренне во всё это верит. Он — один из немногих людей в моем окружении, кому я не забываю послать смс-ку на Рождество, потому что я понимаю, что для него это — настоящий Праздник. Плюс я понимаю, что Костя — очень цельная личность, притом что в каких-то вещах мы с ним совершенно не сходимся. Например, я недавно ему звонил с просьбой выступить на нашем фестивале в Екатеринбурге. При этом предупредил, что политики там нет никакой, но в организации нам помогает Фонд Ельцина. Просто когда после последнего финансового кризиса стало совсем хреново, Татьяна Юмашева нам очень помогла. Тем не менее Костя отказался участвовать в фестивале, раз там на афишах стоит фамилия Ельцина, хоть я и пытался объяснить, что никаких благодарственных речей там говорить не будут. Меня это совершенно не обидело. Это его позиция, которую я не понимаю, но принимаю.
О СТРОЧКЕ ИЗ ПЕСНИ ГРУППЫ «СПЛИН» «СВЕРДЛОВСКУ ПОКА ДАЛЕКО ДО ЯМАЙКИ» О ТВОРЧЕСТВЕ «ЧАЙФА»
— До Ямайки далеко, с этим я абсолютно согласен. Я вообще считаю, что в России нет ни одной группы, которая умеет играть музыку регги, но их и на Ямайке-то мало! Это очень сложный жанр. Мы играем стилизацию под регги, поскольку я люблю этот жанр, но у меня не получается, как надо. То есть ничего обидного для себя я здесь вообще не вижу.
О РЫБЕ
— Я очень люблю рыбу и другие морепродукты! Очень переживаю, что у нас в городе нет «большой воды», и возможность получать хорошую рыбу есть только с севера. На местном рынке я знаю место, где привозят такую рыбу оптом. Я прихожу и узнаю: вот, сегодня кефаль, а сегодня муксун. На самом деле, многие рыбаки рыбу действительно не едят — они просто её ловят и раздают.
(Km.ru, 17.10.12)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)