Александр Рыбак: «Русские вечеринки очень хорошие, там можно полюбоваться на красивых девушек, а тусоваться, напиваться - у меня нет ни времени, ни желания»
О РОССИИ
— Для меня четыре дня в стране — это очень долго. Я обычно езжу по Европе, и все время два дня здесь, два дня там. У меня такие гастроли, что все время сумасшедший график. В один день проснулся и понял: я объездил всю Европу, а в России не был. Я в Белоруссии родился, так что я хочу больше понять славянскую культуру. Я хочу вникнуть в вашу страну, в вашу культуру, в вашу историю. Я считаю, что Москва — столица европейской музыки. Мама воспитала меня классикой: Чайковский, Рахманинов, Шостакович. Когда я приехал сюда, сразу почувствовал огромный масштаб — все здесь громадно. Можно было подумать, что я привык к Европе. Но, когда я в Москве, я по-настоящему чувствую себя звездой. Потому что все здесь огромное, сногсшибательное. Мой дядя здесь живет, я уже полтора года его не видел. Я живу в Норвегии, гастролирую в Германии, Франции, Бельгии. Я учу русский язык — я по-прежнему чувствую себя в России иностранцем, но очень хочется себя чувствовать вашим. Главная причина, почему я здесь, — чтобы презентовать мой новый клип.
О ТАЛАНТАХ И ПОКЛОННИКАХ
— Я классический скрипач. Но у меня такая миссия в жизни: показать людям, что можно развивать свой талант очень разнообразно. У меня скрипка, но это не значит, что я буду играть только Моцарта. Я был на «Евровидении» — это тоже был эксперимент. Подумал: сочиню народную попсу и, может быть, выиграю.
Рэп, музыка… Сейчас подумал: все, пора писать русскую песню. Может, чуть-чуть в провокационном жанре и с провокационным тексом. Это про девушку, которая преследовала меня три года. У меня много поклонников, которые мне звонят иногда, набрасываются на меня, целуют на улице. Это приятно. В маленьких дозах, в меру это все приятно — когда они дарят мне подарки. Но женщина, которая звонит мне по 60—70 раз каждый день, — это неудобно. И это длилось каждый день три года. Я пробовал быть сильным парнем, прекрасно осознаю, что я сам выбрал эту жизнь, что есть много разных сторон в карьере певца, в этом бизнесе. Я не жалуюсь. Но, когда она начинает звонить маме и папе, начинает портить жизнь моим друзьям, становится стыдно. Потому что мои друзья не выбирали такую жизнь.
ПРО КЛИП, ПОСВЯЩЕННЫЙ СУМАСШЕДШЕЙ ФАНАТКЕ
— Я артист, моя задача — рассказывать моей публике все, что происходит в моей жизни. Я написал песню, сделал клип. Режиссер очень хороший — Александр Филатович, я уже третий клип с ним делаю. Пригласил очень красивую девушку из Украины — Яну Ободец, популярную модель в Японии и Китае, — чтобы она сыграла роль этой женщины из Израиля. И фанатам понравилось, что я нашел новый жанр с моей скрипкой. Танцевальный тракт получился. Драматическая серьезная песня плюс еще мне было чуть стыдно, когда мы снимали клип, потому что я думал: господи, Саша, есть люди по-настоящему больные, которым нужна помощь, как этой женщине в Израиле. А ты делаешь вид, что сам сумасшедший. Надеюсь, что люди поймут: это больше арт-стиль, я делаю эстетику из этого. Я хотел показать экстремальную ситуацию, до чего она меня довела.
О ГРУЗЕ ЗВЕЗДНОСТИ
— У меня есть свои звездные болезни, как и у всех других. Я в первую очередь музыкант, а уже потом — знаменитость. Мне не нравятся красные дорожки. Меня везде приглашают, я не хожу, потому что мне эта часть неинтересна в моем бизнесе. Я хочу писать музыку и все время находить новую публику. У меня неформатная музыка, мне интересно экспериментировать. Я знаю, что публика у меня разнообразная, им нравится каждый жанр, который я им предалагаю. Может, из-за этого у меня такая приземленность — потому что я не стремлюсь на самых больших чартерах в Америку, в Китай. Мне это неважно. У меня сейчас уже такая большая публика, что хочется их поддерживать. У меня 500 000 людей в Facebook. Это не мой личный сайт, а фан-сайт. Мне очень нравится их радовать. Я там пишу, но не общаюсь с девушками. Раньше я использовал Facebook, чтобы общаться с девушками. Одна из причин, почему я не был в Москве в последний год, — у меня была девушка, в последнее время она не разрешала мне сюда приезжать, потому что здесь слишком красивые девушки. Сейчас мы с ней расстались, и она отпустила меня в Москву.
Каждой девушке нужен парень, который с ней может быть все время. Она была самой доброй девушкой, самой красивой. Я ее очень уважаю. Но я понял, что ей нужен получше парень, чем я. Я старался каждый раз ее брать с собой на концерт. Но ей было неинтересно. В Скандинавии девушки очень индивидуальные. Им не нравится бегать за парнем. Наоборот, им нравится, когда парень бегает за ней. А мне трудно было давать большие масштабные концерты на 15.000 человек. Например, в Сербии у меня был концерт, а моя девушка захотела, чтобы я приехал к ней, потому что она с подругами отмечала праздник. Я сказал ей: «Маша, поверь, что мне очень нужен этот концерт, фанаты ждут».
О ПРЕДЛОЖЕНИИ ФИЛИППА КИРКОРОВА
— Нужно было сделать выбор: или дать 3-4 концерта в Швеции и не разочаровать фанатов, или поехать в «Опра Уинфри» в Америку — меня тоже туда приглашали. Нужно было отказаться от «Опра Уинфри», потому что самое главное — выполнять договоры. Я никогда не хотел стать еще знаменитее. Считаю, у меня самая большая привилегия, что так много фанатов в Европе. Я с удовольствием езжу по миру — меня приглашают в Китай, в Америку. Но для меня гораздо важнее публика, которая сейчас есть. Рекординговая компания у меня была строгая. Филипп Киркоров хотел работать над моими концертами. Это было год спустя после «Евровидения», два года назад. Я сказал: да, с удовольствием, я готов, только позвони моей рекординговой компании. Он же сам компания — ему не нужно было это, он сам распоряжается своей карьерой. Он говорит: зачем компания, давай сразу так договоримся. А мне уже вдолбили в голову, что нельзя ни с кем разговаривать. Так что я упустил шанс гастролировать с ним в тот год. Я стремлюсь к тому, чтобы у меня было много песен, чтобы люди, когда смотрели YouTube, говорили: о да, Саша умеет и это, и то. Несмотря на то что у меня уже много песен, у меня не радийные песни, не такие форматные. Иногда появляются форматные песни. Но обычно я пишу больше не в формате. Зато на YouTube у меня уже целый каталог, я этому очень рад.
О МЕЧТЕ
— Я сам пишу песни. Мне важнее быть композитором, чем артистом. Может, даже Киркорову напишу песню. Моя самая большая мечта — стать знаменитым композитором. Все говорят: Саша, ты выиграл с улыбкой твоей, мы так рады за тебя. Я говорю: с какой улыбкой? Я улыбаюсь, как и все другие люди. А выиграл я не с улыбкой, а с песней. Написал я песню и выиграл с ней. Я надеюсь, что не только для себя я буду в будущем писать песни, но и для других артистов. Потому что моя самая большая мечта — стать композитором. Когда у меня будут жена, дети — тогда я смогу спокойно жить подальше от города. Чтобы не нужно было ездить по Европе. Сейчас это большая привилегия — обожаю повсюду ездить, я очень рад этому. Но сейчас я холостой. А когда будет жена, считаю: семейная жизнь — самое святое, что есть. Вокруг много девушек, но я не решил: быть самым лучшим мужем или самым лучшим холостяком. Но все-таки мечтаю о семье. У меня была авторская компания в Скандинавии, я подписал контракт со звукозаписывающей компанией на Украине. Очень хорошей компанией, но я не проверил, все ли правильно в оформленных договорах. И так получилось, что автор Александр Рыбак подал в суд на Александра Рыбака артиста. Очень странная ситуация. Часто напоминаю себе, что мой талант — не быть бизнесменом, не быть холостяком. Мой талант — это музыка. Это все, что я умею. Я стараюсь быть хорошим человеком. Но музыка — это единственное, где я уверен, что это мой талант.
О КУМИРАХ
— Мои кумиры: Яша Хейфиц, Давид Ойстрах как скрипачи. А кроме этого, Майкл Джексон, конечно. У него талант был вообще сногсшибательный. Нет ни одного артиста, который бы мог и танцевать, и петь. Сам песни пишет. Каждая песня сразу становилась мировым хитом — без того, чтобы быть форматом. В Росси — Киркоров. Потому что он разнообразный. Все песни, которые композиторы ему дают, он их все делает стопроцентно. Стинг, Киркоров, Андреа Бочелли. Андреа Бочелли мне очень нравится. Мне нравятся многие стили. Например, мне нравится Blink-182, Green Day. Эминем мне очень нравится. Я очень часто слушаю рэп. Для каждого настроения есть свой жанр, есть своя мелодия, есть свои песни. Я надеюсь, что люди и в России будут открыты к новым жанрам.
О ПЛАНАХ И РУССКИХ ВЕЧЕРИНКАХ
— В России у меня нет времени для того, чтобы встречаться с другими звездами. Я бы с удовольствием подружился с кем-нибудь. В этот раз я приехал к вам, я очень рад, что меня везде приглашают. В следующий раз я продумаю, с кем хочу работать. Дома смотрел YouTube и понял: я так уважаю ваш исполнительский бизнес, но вижу, что не знаю здесь ни одного артиста. Так что уже пора. Я слышу так много хороших песен на радио, не знаю, кто это поет. Все время спрашиваю моего менеджера. Русские вечеринки очень хорошие, потому что там красивые девушки, можно полюбоваться. А все время тусоваться, напиваться — у меня нет ни времени, ни желания. Когда я был на «Евровидении», там меня приглашали на вечеринки. Я приезжал, открывал вечеринку, пел, играл — и сразу уезжал домой заниматься на скрипке. Я знаю, что артистам лучше не говорить, что мы сами себя слушаем. Но, когда я в студии записал песню, я могу полдня ее слушать и наслаждаться: да, Саша, у тебя была идея и ты ее стопроцентно сделал. Очень легко зазвездиться и считать: мне нужны опять тот же ажиотаж, те же девушки. Но это мне не надо. Потому что публика у меня и так сумасшедшая, куда бы я ни приезжал. И в прошлом году было, и в этом году было, и в следующем году будет. А почувствовать этот конкурсный инстинкт я мог бы как композитор. Я мог бы с удовольствием поучаствовать в «Евровидении» еще раз как композитор, и еще 20 раз. И необязательно за Норвегию, можно за Россию.
О ПРИМЕТАХ И ЭКСТРИМЕ
— Приметы… очень нематериальные. Люди пробовали дарить мне талисманы — я их сразу откладывал. У меня есть традиция, что перед концертом, примерно за час, я на 10 минут закрываюсь. 10 минут в день —у меня больше нет. Обычно я всегда общаюсь со всеми, независимо от того, какое у меня настроение. За час до концерта я 10 минут ни с кем не разговариваю. И тогда у меня такой взгляд, что все понимают: все, до Саши не достучаться. Продюсеры могут мне кричать в ухо, бить — я закрыт. Потому что думаю или о тексте, или пальцы бегают, пробую запомнить какую-то фразу. Это такая традиция. Я с удовольствием катаюсь на лыжах, на сноуборде. Летом у меня были самые большие каникулы — неделя, — наконец-то первые за два года. Занимался только виндсерфингом. Я бы не сказал, что это экстремально. Просто меня бесит, когда люди начинают по скалам лазить, или с парашютом, или на сафари ехать без машины. На YouTube есть видео о том, как лев съел человека, который думал, что он близок к природе, — и вдруг семья осталась без отца. Я считаю, когда у человека семья, категорически глупо заниматься экстремальным спортом. Это очень эгоистично. Экстрим должен быть в меру. Я понимаю, когда люди теряют семью и начинают заниматься экстремальным спортом, потому что это все, что у них осталось в мире. А когда у тебя есть спокойная жизнь и ты вдруг решаешь: а залезу-ка я на самую высокую гору, этого я не понимаю. О чем тогда люди думают? Я иногда играю в баскетбол, в волейбол, хотя знаю, что это плохо для моих пальцев. Но я знаю, что не умру от этого.
(«Комсомольская правда», 14.11.12)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)