Геннадий Гладков: «Шахматисты не бьют друг другу морду просто так»
ВЕРИТСЯ ЛИ ЕМУ, ЧТО «БРЕМЕНСКИМ МУЗЫКАНТАМ» УЖЕ 45?
— Я себе-то не верю, что уже в феврале мне 78. Пытаюсь философски осмыслить. Когда я был молодым, казалось, что время идет довольно медленно: год как целая эпоха. А сейчас один миг — и снова лето. Мне пришел образ, что время — как вода в раковине, сперва уходит незаметно и медленно, а в конце летит. Чем меньше остается жить, тем быстрее летит время, и это совсем не радует. Я постоянно в стрессе, всегда не хватает времени. Хотя и работаю как раньше, но все делаю в три раза медленнее. Только по этому и замечаю, что 45 лет прошло.
ОЖИДАЛ ЛИ, ЧТО ЭТОТ МУЛЬТФИЛЬМ СТАНЕТ НАСТОЛЬКО ПОПУЛЯРЕН?
— Нет, мы не понимали, откуда такой бешеный успех, все время ждали, что пройдет. Когда-то пошутили, а это приняли всерьез. Мы были молодые, бесшабашные, пытались сделать что-то веселое, на тему вокально-инструментальных ансамблей. За рубежом они уже были раскручены, те же «Битлз». Молодежь сходила с ума. Мы мягко выступили в их защиту, под сказочным сиропом. Хотя были и напряженные ситуации. Когда мы пригласили Муслима Магомаева петь во второй серии, ему сказали — зачем вам это нужно, вы же такой знаменитый певец. Долго не выпускали пластинку. До тех пор пока Тихон Хренников, тогда член ЦК, не высказался с трибуны, что у него внук не ест кашу, пока не поставишь «Бременских». В конце 1980-х мы сочинили еще третью часть, «Новые бременские», по аналогии с новыми русскими. Бандиты у нас стали банкирами. Тогда мы волновались, что тема может устареть. Но прошло уже 25 лет, а она все еще актуальна.
О СВОИХ ОБРАЩЕНИЯХ В СУДЫ ПО ПОВОДУ НАРУШЕНИЙ АВТОРСКИХ ПРАВ
— Да, приходилось. Ноты опубликованы, все доступно, некоторые берут и ставят, что хотят, перепутав и изменив сюжет. Я не люблю разбирать все это на людях, и чаще всего стараемся решать мировой. Авторские права у нас поделены на троих — меня, Юру Энтина и Василия Ливанова. Между собой у нас конфликтов нет.
НЕ ОБИДНО ЛИ, ЧТО ЕГО ЗНАЮТ В ОСНОВНОМ ПО КИНОМУЗЫКЕ?
— Обидно. Но мне-то ладно. Было много других прекрасных композиторов, например, Моисей Вайнберг — блистательный симфонист. А мы его знаем как автора музыки-считалки к «Винни-Пуху». Надо быть честным: симфония не является любимым жанром народа. Серьезная музыка, как и философская литература, не может быть очень популярна. Нужно голову сломать, чтобы уяснить все, что писал Достоевский — там столько мыслей, что многое просто непонятно, надо брать справочники, толкования. Так и симфония — плод не только вдохновения, но и размышления. Для меня идеалом является Бетховен, но у него все написано кровью.
ЕСТЬ ЛИ СЕЙЧАС ГОСЗАКАЗЫ?
— Да, скоро будет запись нового мюзикла на сюжет двух сказок братьев Гримм: «Храбрый портняжка» и «Стоптанные башмачки». Если государство выделяет деньги, неужели я откажусь? А для себя буквально только что я закончил клавир оперы «Зеленая птичка» по Карло Гоцци. Это продолжение «Любви к трем апельсинам», и в музыке у меня спрятаны поклоны Сергею Прокофьеву.
— Если бы вам сейчас предложили написать продолжение «Бременских музыкантов», согласились бы?
— Сейчас я уже не смогу написать такую легкую вещь. Хорошо быть молодым, но не настолько. Тогда у меня была страшная ситуация, незадолго до этого умер наш трехмесячный сын. И после этого жуткого падения во тьму «Бременские музыканты» были отдушиной, спасением. Я до сих пор весь в пластинках, покупаю все новое, что выходит. Это для меня лучшее лекарство.
О СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
— Сейчас тяжелое время, с культурой плохо. Про нее вспоминают в последний момент. У нас нет ни настоящей религиозной культуры, ни общегуманистической. Издают запрещающие законы: нельзя ходить по газонам, курить где попало, грабить и убивать. Но христианин и так никогда этого не сделает. А культурный человек не будет курить в автобусе. На каждого дурака писать закон, что нельзя спать в сапогах — это тьма мелких истин. Культура же решает множество вопросов одновременно. В итоге из поклонников искусства мы имеем спортивных болельщиков, которые бегают пьяные после матчей, и их все оправдывают: мы победили. А достаточно сравнить их с публикой после прекрасного концерта — будет ли кто-нибудь так себя вести?
О КУЛЬТУРЕ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
— Тогда бескультурья тоже хватало. Но было столько школ, кружков, где мы были заняты, играли в шахматы, чем-то занимались. А шахматисты не бьют друг другу морду просто так. Меня всегда удивляло: напишешь что-нибудь приличное — никто не знает. Напишешь «Я на солнышке лежу» — все знают. Единственное произведение, которое удовлетворяет меня и с точки зрения профессионализма, и доступности — «Давайте негромко» из «Обыкновенного чуда». Сейчас везде главное — обложка, дешевка. Но то, что наши «Бременские» до сих пор живы, значит, еще есть какой-то дух. 45 лет — целая жизнь. Но самое главное, что дети радуются. Искренней, некоммерческой радости сейчас так мало. А у наших героев коммерческих интересов нет.
(«Известия», 17.01.13)
HammAli & Navai покажут «Арбат» в «Мегаспорте»
Концерт дуэта HammAli & Navai состоится 25 мая 2025 года в ДС «Мегаспорт». Музыканты представят программу под названием «Арбат». Для группы это не просто улица, а настоящее место силы. Здесь находится студия HammAli & Navai, тут они встречаются с друзьями, сюда они стремятся, как только возвращаются в Москву из своих затяжных гастролей. На стадионном концерте HammAli & Navai обещают создать теплую и дружескую атмосферу, как на арбатской студии.
На концерте прозвучат главные хиты дуэта «Пустите меня на танцпол», «Без тебя я не я», «Девочка-война», «Прятки», «Птичка», «Ты моя химия» и др. Планируются также неожиданные гости и новые треки.
30 мая HammAli & Navai представят программу «Арбат» в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Русская тетрадь», опера-дневник и стихотворения Эзры Паунда в «Звуковом обзоре 4» от «Фирмы Мелодия»
Союз композиторов России и фирма «Мелодия» выпустили сборник «Звуковой обзор 4». В 2024 году проект посвящен вокальной и оперной музыке отечественных композиторов. Два из четырех альбомов — циклы «Русская тетрадь», «Первая немецкая тетрадь», «Вечерок» Валерия Гаврилина — изданы к 85-летию со дня рождения композитора. В релизе также представлены вторая редакция монооперы «Дневник Анны Франк» советского классика Григория Фрида и «Семь песен на стихотворения Эзры Паунда» нашего современника, композитора Алексея Сысоева.
В записи «Звукового обзора 4» принимали участие признанные мастера в области новейшей музыки: пианисты Алексей Гориболь и Полина Осетинская, вокальный квартет N’Caged, певцы Олеся Петрова, Борис Пинхасович, Наталья Петрожицкая, Яна Дьякова и коллектив OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева.
- Записи происходили в Москве и Санкт-Петербурге: на студии «Синелаб», тон-студии «Мосфильм» и Петербургской студии Грамзаписи, - говорит генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян. - Над альбомами работали Михаил Спасский и Алексей Барашкин — звукорежиссеры, специализирующиеся на современной академической музыке. Все альбомы сопровождаются цифровыми буклетами, тексты к ним подготовили доктор искусствоведения Инесса Двужильная, музыкальный журналист и музыковед Владимир Жалнин, музыкальный критик и музыковед Елена Истратова.
«Звуковой обзор» — антология музыки композиторов XX–XXI веков. Проект был инициирован Союзом композиторов России совместно с «Фирмой Мелодия» в 2020 году.
В разные годы в «Звуковом обзоре» была музыка русского авангарда 1910–1920-х годов (Александр Мосолов, Артур Лурье, Николай Обухов, Гавриил Попов, Леонид Половинкин и другие) и сочинения сегодняшнего дня (Владимир Горлинский, Алексей Сысоев, Александр Хубеев, Настасья Хрущёва, Дмитрий Курляндский, Эльмир Низамов, Николай Попов, Анна Поспелова, Владимир Раннев, Наталья Прокопенко, Павел Карманов и другие), произведения мэтров отечественной композиторской школы (Николай Мясковский, Борис Тищенко, Николай Сидельников, Роман Леденёв) и экспериментальная концептуальная музыка (Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Виктор Екимовский, Владимир Мартынов, Александр Кнайфель).
В коллекции «Звукового обзора» ансамблевые произведения — от сольной виолы да гамба или дуэта флейты и фортепиано до развернутых составов с участием камерного оркестра, ударных и электроники. В записях в разные годы принимали участие Московский ансамбль современной музыки, Студия новой музыки, OpensoundOrchestra, камерный оркестр «Новая музыка», пианисты Юрий Фаворин, Михаил Турпанов, Михаил Дубов, Марк Булошников, скрипач и дирижер Станислав Малышев, флейтистка Ирина Стачинская, исполнитель на виоле да гамба Антон Изгагин.
«Звуковой обзор 4» записан и издан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Эд Ширан выпустил рождественскую песню из мультфильма и клип, снятый Ричардом Кёртисом
Премьера сингла и клипа Эда Ширана «Under the Tree» состоялась 26 ноября 2024 года. Песня вошла в саундтрек анимационного фильма «That Christmas», автором сценария которого выступил Ричард Кёртис (режиссер одного из главных рождественских фильмов в истории «Реальная любовь»), а режиссером стал Саймон Отто.
- Ричард Кёртис обратился ко мне в 2021 году, - рассказал Эд в соцсетях. – Он показал наброски сценария и попросил написать песню. Ну и как я мог отказаться? Она о персонаже из фильма, мальчике, который хочет отпраздновать Рождество со своим отцом, но не может. Это довольно грустная сцена в фильме, и она знакома всем, кто когда-то был вынужден встречать праздники в одиночестве.
В клипе, режиссером которого стал Ричард Кёртис, герой Ширана как раз вынужден в одиночестве готовиться к Рождеству. При этом он вспоминает время, когда предновогодние хлопоты проходили в компании его девушки, и грустит. В счастливом финале девушка возвращается к герою. Главную женскую роль в клипе исполнила британская актриса, звезда сериала «Бриджертоны» Клаудия Джесси. В ролике также можно увидеть кадры из мультфильма.
«ИнтерМедиа» напоминает, что анимационный фильм расскажет о жителях маленького городка, чье Рождество с близкими оказывается под угрозой из-за некой ошибки Санта-Клауса. Персонажей озвучили Брайан Кокс, Фиона Шоу, Джоди Уиттакер, Лолли Адефоп, Алекс Маккуин, Кэтрин Паркинсон, Синдху Ви, Индия Браун, Зази Хейхерст, Сиенна Сэйер, Джек Вишневски, Рози Кавальеро, Пол Кэй и другие.
Премьера «That Christmas» состоится на Netflix 4 декабря.