Игорь Саруханов: «Пушкин бы в гробу перевернулся несколько раз от современных песен»
О РОЖДЕНИИ АЛЬБОМА «ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ПОЛОСЫ»
- А там ситуация знаете, какая странная? У меня есть друг Александр Стрижков, с которым я дружу 20 лет. И вдруг он мне неожиданно сообщает, что прислал свои стихи. Я читаю одно стихотворение, читаю другое, а его все прет и прет. Из прочитанного я обнаружил для себя много того, что мне как раз было нужно. Потом я показал ему свои наброски, и он также их довел до ума. На этот раз мы делали просто: я не накапливал материал, а написал песню — и сразу же отправлял ее в студию. Замечательная студия 10 Records, принадлежащая моему другу Александру Казаку. Я безумно благодарен этому человеку за то, что он находил время. Технология была очень проста: я отправляю ему песню, а через два дня он присылает мне макет аранжировки, я ее принимаю, потом прихожу к нему, пишу вокал и инструменты.
КАК ШЛА СЕЛЕКЦИЯ МАТЕРИАЛА?
- Селекция шла просто. Поскольку мелодии разные, то и аранжировки заметно отличаются друг от друга. Нередко сама тема песни заставляла аранжировщика уходить в прошлое, 70-е (например, одна композиция посвящена у меня «Синей птице»). Так что в альбом вошли песни выдержанные в более-менее одном стиле. Я даже проверял — ставил дома диск в магнитофон и смотрел, могу ли я свободно передвигаться, о чем-то думать и читать под это. Оказалось, что могу. Получился такой лаунж, фоновая музыка. Мне это очень импонирует. А если сделать музыку громче, то она привлекает внимание, и ты слышишь текст и глубину. Тексты, конечно, потрясающие!
КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСНЯ?
- В основном, я начинаю с музыки. Но если говорить об удачах, то «Дорогие мои старики», например, шла от стихов. А «Скрипка-лиса» - уже от музыки. Я думаю, нам нужно обратить особое внимание на слово искренность. К сожалению, многие от него уходят и начинают творить по каким-то схемам. В русском языке даже понятия такие появились, как «быстряк» и «медляк» - Пушкин бы в гробу перевернулся несколько раз (смеется).
О ВЫПУСКЕ ДИСКОВ
- Не доводить до сведения публики нового материала музыканту нельзя. Но если я натыкаюсь на непонимание каких-то лейблов, то просто выпускаю очередной альбом на собственные деньги. Я договариваюсь с крупными дистрибьюторами, и контролирую тираж собственного CD. А проблема с кризисом аудиоиндустрии, конечно, насущная. Страна у нас огромная, и тираж CD в 5 000 экземпляров для нее — ничто. Так почему же в каком-нибудь региональном магазине может залеживаться один-единственный поступивший в продажу диск. Я не понимаю, почему у людей нет потребности покупать CD.
Знаете, у нас все-таки с менталитетом огромная проблема, мы — не законопослушные граждане вообще. Что-то хулиганское во всех нас сидит. Мы не хотим ни за что платить, мы любим «шару». Выкладывают в Интернет — отлично, будем скачивать бесплатно! Качество? Да хрен с ним, главное — на шару. Стив Джобс — какой молодец, создал систему, которая не может передать с одного носителя на другой, потому что это нарушит чьи-то права. И все его ругают за это! А он просто соблюдает закон. Но если у вас авторский гонорар пропадет, вы пойдете в суд и используете этот авторский закон. Я хочу сказать, что если бы все были воспитанны, не было бы никакого кризиса CD-индустрии. Потому что всегда были люди, которые любят держать в руках пластинку и которые любят держать айфон. Проблема планетарного масштаба: кого ни спросишь, все твердят, что им надо бесплатно. И вот это «бесплатно» довело нас до такой степени, что рынок рухнул. Есть опасность исчезновения групп, исчезновения нового материала. Что касается меня, то я как-то борюсь с этим. Я знаю суть, и я буду обходить. Слава Богу, я собираю аншлаги на своих концертах. В тур я отправляю коробками свои диски, там их продают.
А вообще, на самом деле — каменный век вокруг. Вот у нас сейчас за окном здание на Фрунзенской, а когда-то это был один из самых крупных магазинов DVD в Москве. Сейчас же там «Кофемания» (с грустью).
ОБ ОФОРМЛЕНИИ АЛЬБОМА
- Мне просто предложили такой дизайн, и мои глаза его хорошо воспринимают. Нет вот этого первого ощущения из серии «что-то не то». Конечно, на промежуточных этапах какие-то несовпадения были. Буквально вчера, вот, я заметил, что мое имя написано на обложке вензелями. Решили поменять.
ПОЧЕМУ ЕГО ДАВНО НЕ ВИДНО ПО ТВ?
- Вопрос поставлен неверно. Телевидение — это сетка. Если бы меня не было на телевидении, мы бы сейчас с вами здесь не сидели, и у меня не было бы аншлагов, гастролей, кассы. Другое дело, что всей этой желтизны, перемывания косточек и перетряхивания нижнего белья я действительно не люблю. Я не позволяю телевизионщикам за счет меня повышать свой рейтинг. Я просто не даю им никаких комментариев — это не мое. Когда умирают замечательные люди, и меня пытаются вызвать на откровения, я спрашиваю: «Скажите, пожалуйста, вы можете меня приглашать, когда никто не умирает?». Умер поэт, началась распродажа — это не про меня.
ПЛАНИРУЕТ ЛИ НОВЫЕ ДУЭТЫ?
- Нет. Эта проблема связана с тем, что ты не знаешь, что делает в данный момент тот человек, с которым ты спел песню. Может быть, в данный момент он, например, ругается с Константином Эрнстом, а ты думаешь, что все хорошо, и у твоего дуэта хорошее будущее. А будущего уже нет (смеется). Недавно был прецедент: меня пригласили на одну телепрограмму и попросили спеть песню. Я возразил, как же так, я же ее с тем-то пел! Мне отвечают: нет, нужны только вы! А я же давал человеку слово, что эту вещь мы исполняем только вместе. То есть им все равно, как я буду смотреть этому человеку в глаза. По каким критериям, они определяют, нужен он им или не нужен? Если артист не дает рейтинг, они его сбрасывают со счетов. Это жестоко.
О СЕРГЕЕ ДРОЗДОВЕ
- Кажется, еще вчера я стоял со школьным ансамблем на сцене долгопрудненской танцевальной площадки и пел «Там, где клен шумит». И вдруг я стою на одной сцене с оригинальным ее исполнителем — меня прямо из армии взяли в «Синюю птицу». Просто мне очень сильно повезло и когда меня спрашивают, как бы я хотел прожить жизнь по-новому, я с ужасом себе представляю, что я провел бы какой-то день не так, и меня бы увело в другую сторону.
С Сережей Дроздовым мы общались и дружили до последнего его вздоха. Часто встречались, он писал песни у меня в доме. Он и свой-то дом построил, глядя на мой. Мы с ним коллекционировали вместе гитары, пластинки. Однажды он говорит: «Игорян, ты представляешь, один коллекционер распродает свой винил, поехали срочно!». Тут же едем, встречаемся в Сокольниках. Коллекционер оказался простым лорврачом. Я говорю: «Серега, право первой ночи у тебя, выбирай». А он: «Нет, ты выбирай». В итоге я предложил увезти все ко мне домой, а там уж разбираться (смеется). В общем, вот такие потрясающие были у нас отношения. В феврале Сережа позвонил и сообщил, что у него какая-то проблема с легкими. А я все время с ним ругался, что он очень много курит. Пить-то он вообще не пил, а вот курить никак бросить не мог. До последнего Дроздов был очень востребованным, потому что там идеальным образом совпадали факторы «цена-качество». У него было столько концертов, сколько многие не могут себе позволить до сих пор, при этом он отработал 40 лет на сцене. Потом наступило какое-то затишье. Только я подумал, что надо бы связаться с Серегой, звонит мне его директор. Он еще не сказал эту фразу, а у меня уже екнуло. Ох неприятно мне было это все слышать!
О ЗНАКОМСТВЕ С ГРУППОЙ QUEEN
- Один мой товарищ сказал: «Игорь у меня есть гитара, ты вынужден ее купить, это будет жемчужина твоей коллекции». Это оказался инструмент японского мастера Хирошихито, который изготовил таких 6 штук. Одна из них находится у Брайана Мэя, потому что он собирает копии своей гитары. Я купил эту гитару и на одном из интервью на «Авторадио» в прямом эфире об этом рассказал. Где-то через год мне звонит администратор «Авторадио» сообщает, что завтра к ним должны приехать Queen и что они хотят договориться о встрече со мной, так как речь пойдет о гитаре. Я приехал чуть раньше, подстроил эту гитару, аппаратуру. Брайан Мэй потом сыграл на подстроенном мною комбике, вообще не дотрагиваясь до его ручки! Это очень дорогого стоит. Мы отлично пообщались, подружились, сфотографировались. Я до сих пор благодарен «Авторадио». Это был незабываемый день, один из самых мощных энергетически. Я в этот день просто получал удовольствие, мне даже не хотелось выпить, чтобы испортить это настроение (смеется). Я узнал от Брайана Мэя, что свою гитару, на которой он написал все эти бессмертные произведения, он до сих пор не может застраховать, потому что она не была куплена в магазине, а он ее сделал своими собственными руками.
(Km.ru, 18.01.13)
HammAli & Navai покажут «Арбат» в «Мегаспорте»
Концерт дуэта HammAli & Navai состоится 25 мая 2025 года в ДС «Мегаспорт». Музыканты представят программу под названием «Арбат». Для группы это не просто улица, а настоящее место силы. Здесь находится студия HammAli & Navai, тут они встречаются с друзьями, сюда они стремятся, как только возвращаются в Москву из своих затяжных гастролей. На стадионном концерте HammAli & Navai обещают создать теплую и дружескую атмосферу, как на арбатской студии.
На концерте прозвучат главные хиты дуэта «Пустите меня на танцпол», «Без тебя я не я», «Девочка-война», «Прятки», «Птичка», «Ты моя химия» и др. Планируются также неожиданные гости и новые треки.
30 мая HammAli & Navai представят программу «Арбат» в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Русская тетрадь», опера-дневник и стихотворения Эзры Паунда в «Звуковом обзоре 4» от «Фирмы Мелодия»
Союз композиторов России и фирма «Мелодия» выпустили сборник «Звуковой обзор 4». В 2024 году проект посвящен вокальной и оперной музыке отечественных композиторов. Два из четырех альбомов — циклы «Русская тетрадь», «Первая немецкая тетрадь», «Вечерок» Валерия Гаврилина — изданы к 85-летию со дня рождения композитора. В релизе также представлены вторая редакция монооперы «Дневник Анны Франк» советского классика Григория Фрида и «Семь песен на стихотворения Эзры Паунда» нашего современника, композитора Алексея Сысоева.
В записи «Звукового обзора 4» принимали участие признанные мастера в области новейшей музыки: пианисты Алексей Гориболь и Полина Осетинская, вокальный квартет N’Caged, певцы Олеся Петрова, Борис Пинхасович, Наталья Петрожицкая, Яна Дьякова и коллектив OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева.
- Записи происходили в Москве и Санкт-Петербурге: на студии «Синелаб», тон-студии «Мосфильм» и Петербургской студии Грамзаписи, - говорит генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян. - Над альбомами работали Михаил Спасский и Алексей Барашкин — звукорежиссеры, специализирующиеся на современной академической музыке. Все альбомы сопровождаются цифровыми буклетами, тексты к ним подготовили доктор искусствоведения Инесса Двужильная, музыкальный журналист и музыковед Владимир Жалнин, музыкальный критик и музыковед Елена Истратова.
«Звуковой обзор» — антология музыки композиторов XX–XXI веков. Проект был инициирован Союзом композиторов России совместно с «Фирмой Мелодия» в 2020 году.
В разные годы в «Звуковом обзоре» была музыка русского авангарда 1910–1920-х годов (Александр Мосолов, Артур Лурье, Николай Обухов, Гавриил Попов, Леонид Половинкин и другие) и сочинения сегодняшнего дня (Владимир Горлинский, Алексей Сысоев, Александр Хубеев, Настасья Хрущёва, Дмитрий Курляндский, Эльмир Низамов, Николай Попов, Анна Поспелова, Владимир Раннев, Наталья Прокопенко, Павел Карманов и другие), произведения мэтров отечественной композиторской школы (Николай Мясковский, Борис Тищенко, Николай Сидельников, Роман Леденёв) и экспериментальная концептуальная музыка (Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Виктор Екимовский, Владимир Мартынов, Александр Кнайфель).
В коллекции «Звукового обзора» ансамблевые произведения — от сольной виолы да гамба или дуэта флейты и фортепиано до развернутых составов с участием камерного оркестра, ударных и электроники. В записях в разные годы принимали участие Московский ансамбль современной музыки, Студия новой музыки, OpensoundOrchestra, камерный оркестр «Новая музыка», пианисты Юрий Фаворин, Михаил Турпанов, Михаил Дубов, Марк Булошников, скрипач и дирижер Станислав Малышев, флейтистка Ирина Стачинская, исполнитель на виоле да гамба Антон Изгагин.
«Звуковой обзор 4» записан и издан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Эд Ширан выпустил рождественскую песню из мультфильма и клип, снятый Ричардом Кёртисом
Премьера сингла и клипа Эда Ширана «Under the Tree» состоялась 26 ноября 2024 года. Песня вошла в саундтрек анимационного фильма «That Christmas», автором сценария которого выступил Ричард Кёртис (режиссер одного из главных рождественских фильмов в истории «Реальная любовь»), а режиссером стал Саймон Отто.
- Ричард Кёртис обратился ко мне в 2021 году, - рассказал Эд в соцсетях. – Он показал наброски сценария и попросил написать песню. Ну и как я мог отказаться? Она о персонаже из фильма, мальчике, который хочет отпраздновать Рождество со своим отцом, но не может. Это довольно грустная сцена в фильме, и она знакома всем, кто когда-то был вынужден встречать праздники в одиночестве.
В клипе, режиссером которого стал Ричард Кёртис, герой Ширана как раз вынужден в одиночестве готовиться к Рождеству. При этом он вспоминает время, когда предновогодние хлопоты проходили в компании его девушки, и грустит. В счастливом финале девушка возвращается к герою. Главную женскую роль в клипе исполнила британская актриса, звезда сериала «Бриджертоны» Клаудия Джесси. В ролике также можно увидеть кадры из мультфильма.
«ИнтерМедиа» напоминает, что анимационный фильм расскажет о жителях маленького городка, чье Рождество с близкими оказывается под угрозой из-за некой ошибки Санта-Клауса. Персонажей озвучили Брайан Кокс, Фиона Шоу, Джоди Уиттакер, Лолли Адефоп, Алекс Маккуин, Кэтрин Паркинсон, Синдху Ви, Индия Браун, Зази Хейхерст, Сиенна Сэйер, Джек Вишневски, Рози Кавальеро, Пол Кэй и другие.
Премьера «That Christmas» состоится на Netflix 4 декабря.