Нино Катамадзе: «У меня нет стремления все время быть впереди, но микрофон и голос требуют»
О СВОИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ
- Открываются новые возможности, новые звучащие пространства, в которых можно звуком рисовать все что пожелаешь.
КАК ОПРЕДЕЛЯЕТ СОБСТВЕННУЮ МУЗЫКУ?
— Однажды на похожий вопрос Джако Пасториус сказал, что я играю джаз-панк. У меня это, наверное, скорее панк-джаз, если на то пошло. (Смеется.)
ОБ УЧАСТИИ В ПОСТАНОВКЕ БОББИ МАКФЕРРИНА «БОББЛ»
— Макферрин — абсолютно восхитительный, светлый, волшебный музыкант, единственный в своем роде. Но если честно, я не очень видела себя полноценным участником этого действа. Там было много фольклорных музыкантов, и я немного чувствовала себя чужой. А если про опыт — важно было оказаться не лидером, а просто участником создания прекрасной музыки, быть частью ее.
КАК СПРАВЛЯЕТСЯ С НОШЕЙ ЛИДЕРА ГРУППЫ?
— Они прекрасные, мои мужики. У меня нет более близких людей. Я последние несколько лет с ними больше времени провожу, чем с семьей, честное слово. И самое главное тут то, что лидерство — это скорее информационное состояние. Много работы, много внимания к людям. Ребята с уважением к этому относятся. Но это ничуть не меняет музыкальный баланс. Потому что все музыкальные решения обсуждаются. И даже молчаливое участие моих музыкантов очень важно. У меня нет внутреннего стремления все время быть впереди, но микрофон и голос требуют.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕСТИТЬ ГАСТРОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ И СЕМЬЮ?
— Сын у меня уже большой мальчик, и он высказывает свое мнение: мама, говорит, меня не устраивает, что ты все время уезжаешь. Пытаюсь ему объяснить, что без музыки, без сцены я просто не могу существовать. Это же не просто один день, когда спела и можно домой, это целая жизнь. Ты связан с огромным количеством людей — промоутеров, осветителей, тех, кто работает со звуком. И я разрываюсь, конечно. Ищу баланс, думаю, что смогу его найти.
ОТРАЖАЕТСЯ ЛИ В ЕЕ ЖИЗНИ НАПРЯЖЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ НАШИМИ СТРАНАМИ?
— Когда половина огорода у человека оказывается за границей — это не просто напряженность, знаете. Я безумно люблю свою страну, но отказываться от концертов было бы странно. Каждый наш приезд, концерт в России — это объяснение в любви через музыку. Как говорит Юрий Шевчук, любить сложнее, чем побеждать на войне. Мы все равно живем на одном маленьком шарике, все равно объединены общей религией, и мы вместе должны искать истину. Только через разговоры, только через встречи — потому что, замыкаясь в себе, мы не будем знать, какова реальность, и нас разорвет от гнева, который нельзя носить в себе.
ЧТО СЛУШАЕТ САМА?
— Я слушаю почти все, чтобы понять, что мне, например, не нравится. Очень люблю Владимира Горовица, вообще фортепианную музыку. Нравятся мастера джаза — Джо Завинул, Кит Джарретт, Джон Сколфилд. А самое большое впечатление за последнее время — норвежец Бугге Вессельтофт, джазовый электронщик, совершенно прекрасный, и мне очень хочется с ним вместе что-то придумать. Мы с Бугге уже знаем друг про друга, и, если получится, буду просто счастлива.
ПОЧЕМУ НА КАВКАЗЕ ТАК ЛЮБЯТ ДЖАЗ И ФАНК?
— Джаз — свободная форма, которую любят внутренне свободные люди, это образ жизни. А в нашем регионе сильно к тому же фольклорное начало. Как вот эти грузинские дедушки поют на восемь голосов, да так, что это становится чудом? И у них всегда есть место для тебя. Если ты захочешь с ними спеть, они чуть-чуть подвинутся — и ты уже с ними, и это тоже выражение внутренней свободы. В этом, мне кажется, весь секрет.
(«Известия», 29.03.13)
Звезды телеэкрана и шоу-бизнеса придут на «Голубой огонёк» канала «Россия»
Концерт «Новогодний Голубой огонёк-2025» стартует на телеканале «Россия» 1 января 2025 года сразу после боя курантов. Ведущим вечера станут Андрей Малахов, Мария Ситтель, Николай Басков, Татьяна Веденеева и Дмитрий Губерниев. По традиции зрителей ждут поздравления от любимых звёзд экрана и сцены, юмор и музыка, культовые песни и премьеры новых композиций, эффектные сюрпризы, неожиданные номера и дуэты.
С Новым годом телезрителей поздравит команда артистов самых разных жанров, телеведущие и участники популярных программ телеканала «Россия». В их числе Лев Лещенко, Зара, Ани Лорак, Алсу, Игорь Крутой, Дима Билан, Евгений Петросян, Shaman, Григорий Лепс, Юрий Антонов, Эмин Агаларов, Полина Гагарина, Максим Аверин, Сергей Лазарев, Лариса Долина, Ильдар Абдразаков, Пелагея, Владимир Пресняков-младший, группа «Любэ», Елена Ваенга, «Сябры», Александра Пахмутова, Игорь Николаев, Филипп Киркоров, Клава Кока, Люся Чеботина, Стас Михайлов, Олег Газманов, Хабиб, Юрий Стоянов, Елена Воробей и многие другие.
Эфир в 00.05.
Изданы неизвестные романсы Свиридова на стихи Блока
Журнал «Музыкальная академия» впервые издал неизвестные романсы Георгия Свиридова на слова Александра Блока. Блок был важнейшим воображаемым собеседником Георгия Свиридова: за шестьдесят лет «сотворчества» Свиридов написал на его стихи больше восьмидесяти песен и романсов. На этом компакт-диске представлена первая в мире запись романсов 1938 года, с которых начался путь погружения Свиридова в блоковскую поэзию.
Судя по архивным данным, в феврале-марте 1938 года 22-летний Юрий (так он называл себя в то время) Свиридов написал десять романсов, собственноручно составив «либретто» цикла из разных стихотворений Блока. В дальнейшем его понимание сути и назначения вокальной музыки кардинально изменилось: кратко говоря, Свиридов проделал путь от романса к песне. Возможно, поэтому он никогда не предпринимал попыток издать свой ранний опус. В архиве Свиридова автограф десяти романсов на стихи Блока обнаружить не удалось, наследники композитора считают его утраченным.
В результате музыковедческого расследования Анастасия Тимофеева сумела разыскать ксерокопии рукописей пяти из десяти романсов, которые публично исполнялись лишь однажды — 3 декабря 2000 года в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. В августе 2024 года в Москве Николай Землянских (баритон) и Анастасия Тимофеева (фортепиано) записали эти романсы специально для «Музыкальной академии».
Проект осуществлен редакцией журнала «Музыкальная академия» в партнерстве с фирмой «Мелодия» и Союзом композиторов России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
37% россиян в новогоднюю ночь слушают песни из отечественных фильмов
В преддверии новогодних праздников HiFi-стриминг «Звук» провел исследование и выяснил, какие звуки ассоциируются с этим волшебным временем и какие музыкальные традиции есть в семьях россиян. Опрос проведен к запуску зимнего адвент-календаря.
Самым новогодним звуком 43% респондентов выбрали бой курантов, за ним следует музыка из новогодних фильмов (27%) и звон бокалов (25%). Также среди ответов — шипение бенгальских огней (13%) и хруст снега под ногами (9%).
Музыка занимает важное место в новогоднем настроении – без некоторых мелодий сложно представить праздник. В числе самых популярных песен оказались «В лесу родилась ёлочка» Леонида Бекмана (20%), «Кабы не было зимы» Юрия Энтина и Евгения Крылатова (13%) и «Звенит январская вьюга» композитора Александра Зацепина (12%). Но некоторые россияне назвали более современные треки – например, «Новогоднюю» песню группы «Дискотека Авария» (11%) и музыку из рекламы Coca-Cola (8%). Среди ответов также оказались знаменитая песня «Пять минут» Анатолия Лепина (6%) и «На Тихорецкую» Микаэла Таривердиева (5%).
В то же время в каждой семье есть свои музыкальные традиции. Чаще всего в праздничную ночь более, чем у трети россиян (37%) звучат песни из отечественных фильмов, такие как «Три белых коня» композитора Евгения Крылатова из «Чародеев» и «Пять минут» Анатолия Лепина из «Карнавальной ночи». На втором месте — музыка из праздничных передач на ТВ (25%) и детские новогодние песни (25%). Также популярны зарубежные рождественские хиты (13%), такие как «Last Christmas» британского поп-дуэта Wham! и «Let It Snow!» в исполнении знаменитого Фрэнка Синатры.
Более чем для трети опрошенных (38%) музыка — не просто «фон», а обязательный элемент подготовки к Новому году. Так, каждый четвертый россиянин (25%) наряжает елку со специальным плейлистом. Еще 16% не только слушают музыку во время праздника, но и сами поют за столом. При этом 32% россиян не выбирают композиции специально, а полагаются на готовые новогодние плейлисты или радио, а 16% — используют стриминговые сервисы для создания своих собственных плейлистов.
Некоторые звуки не только создают атмосферу праздника, но и вызывают тёплые воспоминания о детстве и времени, проведенном с семьей. Многие вспоминают, как украшали ёлку и наслаждались шуршанием мишуры (46%), или как открывали подарки, слушая шелест упаковочной бумаги (26%). У других Новый год ассоциируется с хрустом снега под ногами, когда они выходили на улицу смотреть фейерверки (25%), и с воспоминаниями о том, как сидели с родителями у телевизора под бой курантов (23%).
Исследование было проведено в декабре 2024 года методом онлайн-опроса среди 1 244 респондентов из 16 регионов России. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа на вопросы.