«Граф Орлов»: медведь в натуральную величину **
Заключительные спектакли первого сезона мюзикла «Граф Орлов» (режиссер – Алена Чевик, композитор – Роман Игнатьев, автор либретто – Юлий Ким, в ролях – Андрей Белявский, Теона Дольникова, Валерия Ланская, Екатерина Гусева, Игорь Балалаев и др.) пройдут в театре «Московская оперетта» с 11 по 23 июня. Публикуем рецензию на постановку.
Мюзикл «Граф Орлов» сменил «Монте-Кристо», который шел в «Оперетте» три с половиной года и, кажется, надоел раньше, чем был закрыт. При этом «Граф» многое перенял у своего предшественника. Это объясняется как неизменностью авторского и отчасти актерского состава, так и мистическими вещами: атмосфера трагической истории, описанной Дюма, так пропитала местные кулисы, что новый мюзикл оказался еще более мрачным. (Странно: в опереттах не бывает плохих финалов, а в мюзиклах «Театра оперетты» не признают хеппи-эндов.) Очередная многотонная декорация в тесноватом здании театра, построенном в те давние времена, когда люди были заметно меньше ростом, чем сейчас, опять выглядит скорее устрашающе, чем эффектно. Ну и постановка массовых сцен весьма напоминает сцены из «Монте-Кристо».
Довольно неожиданный для мюзикла сюжет, возможно, поспособствует развитию интереса публики к отечественной истории: посмотрев версию Юлия Кима, многие хотя бы залезут в Википедию посмотреть, как все было на самом деле (и кто все эти люди). Итак, заглавный персонаж – граф Алексей Григорьевич Орлов, брат экс-фаворита Екатерины II Григория (брат в спектакле не появляется, а из невнятных намеков действующих лиц зрители могут подумать, что Алексей и сам был фаворитом). Находясь в легкой опале и одновременно в солнечной Италии с частью российского флота, Орлов смутно тоскует по родине и от тоски, по восторженному свидетельству его приближенных, соблазняет местных дам. В какой-то момент ему на жизненном пути попадается Элизабет, которая вскоре оказывается самозваной внучкой Петра I Елизаветой, претендующей на российский престол. В результате двухходовой интриги Орлов получает красотку себе в постель, а тем временем Екатерина II обещает Алексею прощение в случае, если тот арестует самозванку и доставит в Петербург. Выбор между любовью к женщине и любовью к Родине Орлов так толком и не делает, предоставив пустить развитие событий на самотек. В конце концов Елизавета, арестованная русскими моряками, оказывается в каземате Петропавловской крепости, где и погибает, отказавшись назвать свое настоящее имя (в мюзикле об этом ничего не говорится, но описанной истории посвящена картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова»), Екатерина II совершает молебен, а Алексей Орлов еще более трагически слоняется по сцене, подвывая печальную песнь, и даже цыганка, сама же нагадавшая это, осуждает графа, профурыкавшего свою любовь. Сопереживать влюбленным самозванкам и сановным прокрастинаторам зрителю очень сложно, поэтому в конце представления мало кто в зале не задаст себе молчаливый вопрос: а что это было?
Композитор Игнатьев, который и в «Монте-Кристо» не расщедрился на запоминающиеся мелодии, на этот раз выступил еще более бледно: ему кое-как удались только трагически-драматические арии, но их в спектаклей такой переизбыток, что в конце концов ухо просто перестает воспринимать это нервное нытье. Почтенный Юлий Черсанович Ким далек от своей лучшей творческой формы и то и дело позволяет себе либо неточные рифмы, либо точные, но слишком радикальные, вроде «князь - мразь». Красавице Гусевой сложно изображать из себя Монтсеррат Кабалье, а именно этого требует от нее композитор; местами за Екатерину II просто неловко.
От мюзикла из русской жизни закономерно ждешь шикарных дворянских нарядов или лубочного фолка. В «Графе Орлове» есть и то, и другое. В первом действии полная реформаторского зуда псевдовнучка Элизабет обещает после воцарения искоренить хождение медведей по улицам России. Чуть ли не единственная шутка в мюзикле оказывается вовсе не шуткой: после низвержения самозванки медведь появляется на сцене и его никто не искореняет. Таким образом авторы, видимо, намекают на некоторые тренды российской политики: Запад нам не указ, а кто посягнет на нашу лапотность, посконность, православие и медведей, в Петропавловке сгниет.
Что радует, так это костюм графа Орлова. В Италии он ходит в таком виде, что его легко спутать с державным байкером Хирургом, а в России поверх кожаных одеяний напяливает еще и шубу. Несообразность костюма эпохе удачно подчеркивает мятущуюся душу персонажа, хотя и не объясняет причин его неприкаянности. А вот если бы он еще выезжал на сцену на мотоцикле…
Алексей Мажаев
HammAli & Navai покажут «Арбат» в «Мегаспорте»
Концерт дуэта HammAli & Navai состоится 25 мая 2025 года в ДС «Мегаспорт». Музыканты представят программу под названием «Арбат». Для группы это не просто улица, а настоящее место силы. Здесь находится студия HammAli & Navai, тут они встречаются с друзьями, сюда они стремятся, как только возвращаются в Москву из своих затяжных гастролей. На стадионном концерте HammAli & Navai обещают создать теплую и дружескую атмосферу, как на арбатской студии.
На концерте прозвучат главные хиты дуэта «Пустите меня на танцпол», «Без тебя я не я», «Девочка-война», «Прятки», «Птичка», «Ты моя химия» и др. Планируются также неожиданные гости и новые треки.
30 мая HammAli & Navai представят программу «Арбат» в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Русская тетрадь», опера-дневник и стихотворения Эзры Паунда в «Звуковом обзоре 4» от «Фирмы Мелодия»
Союз композиторов России и фирма «Мелодия» выпустили сборник «Звуковой обзор 4». В 2024 году проект посвящен вокальной и оперной музыке отечественных композиторов. Два из четырех альбомов — циклы «Русская тетрадь», «Первая немецкая тетрадь», «Вечерок» Валерия Гаврилина — изданы к 85-летию со дня рождения композитора. В релизе также представлены вторая редакция монооперы «Дневник Анны Франк» советского классика Григория Фрида и «Семь песен на стихотворения Эзры Паунда» нашего современника, композитора Алексея Сысоева.
В записи «Звукового обзора 4» принимали участие признанные мастера в области новейшей музыки: пианисты Алексей Гориболь и Полина Осетинская, вокальный квартет N’Caged, певцы Олеся Петрова, Борис Пинхасович, Наталья Петрожицкая, Яна Дьякова и коллектив OpensoundOrchestra под управлением Станислава Малышева.
- Записи происходили в Москве и Санкт-Петербурге: на студии «Синелаб», тон-студии «Мосфильм» и Петербургской студии Грамзаписи, - говорит генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян. - Над альбомами работали Михаил Спасский и Алексей Барашкин — звукорежиссеры, специализирующиеся на современной академической музыке. Все альбомы сопровождаются цифровыми буклетами, тексты к ним подготовили доктор искусствоведения Инесса Двужильная, музыкальный журналист и музыковед Владимир Жалнин, музыкальный критик и музыковед Елена Истратова.
«Звуковой обзор» — антология музыки композиторов XX–XXI веков. Проект был инициирован Союзом композиторов России совместно с «Фирмой Мелодия» в 2020 году.
В разные годы в «Звуковом обзоре» была музыка русского авангарда 1910–1920-х годов (Александр Мосолов, Артур Лурье, Николай Обухов, Гавриил Попов, Леонид Половинкин и другие) и сочинения сегодняшнего дня (Владимир Горлинский, Алексей Сысоев, Александр Хубеев, Настасья Хрущёва, Дмитрий Курляндский, Эльмир Низамов, Николай Попов, Анна Поспелова, Владимир Раннев, Наталья Прокопенко, Павел Карманов и другие), произведения мэтров отечественной композиторской школы (Николай Мясковский, Борис Тищенко, Николай Сидельников, Роман Леденёв) и экспериментальная концептуальная музыка (Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Виктор Екимовский, Владимир Мартынов, Александр Кнайфель).
В коллекции «Звукового обзора» ансамблевые произведения — от сольной виолы да гамба или дуэта флейты и фортепиано до развернутых составов с участием камерного оркестра, ударных и электроники. В записях в разные годы принимали участие Московский ансамбль современной музыки, Студия новой музыки, OpensoundOrchestra, камерный оркестр «Новая музыка», пианисты Юрий Фаворин, Михаил Турпанов, Михаил Дубов, Марк Булошников, скрипач и дирижер Станислав Малышев, флейтистка Ирина Стачинская, исполнитель на виоле да гамба Антон Изгагин.
«Звуковой обзор 4» записан и издан при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Эд Ширан выпустил рождественскую песню из мультфильма и клип, снятый Ричардом Кёртисом
Премьера сингла и клипа Эда Ширана «Under the Tree» состоялась 26 ноября 2024 года. Песня вошла в саундтрек анимационного фильма «That Christmas», автором сценария которого выступил Ричард Кёртис (режиссер одного из главных рождественских фильмов в истории «Реальная любовь»), а режиссером стал Саймон Отто.
- Ричард Кёртис обратился ко мне в 2021 году, - рассказал Эд в соцсетях. – Он показал наброски сценария и попросил написать песню. Ну и как я мог отказаться? Она о персонаже из фильма, мальчике, который хочет отпраздновать Рождество со своим отцом, но не может. Это довольно грустная сцена в фильме, и она знакома всем, кто когда-то был вынужден встречать праздники в одиночестве.
В клипе, режиссером которого стал Ричард Кёртис, герой Ширана как раз вынужден в одиночестве готовиться к Рождеству. При этом он вспоминает время, когда предновогодние хлопоты проходили в компании его девушки, и грустит. В счастливом финале девушка возвращается к герою. Главную женскую роль в клипе исполнила британская актриса, звезда сериала «Бриджертоны» Клаудия Джесси. В ролике также можно увидеть кадры из мультфильма.
«ИнтерМедиа» напоминает, что анимационный фильм расскажет о жителях маленького городка, чье Рождество с близкими оказывается под угрозой из-за некой ошибки Санта-Клауса. Персонажей озвучили Брайан Кокс, Фиона Шоу, Джоди Уиттакер, Лолли Адефоп, Алекс Маккуин, Кэтрин Паркинсон, Синдху Ви, Индия Браун, Зази Хейхерст, Сиенна Сэйер, Джек Вишневски, Рози Кавальеро, Пол Кэй и другие.
Премьера «That Christmas» состоится на Netflix 4 декабря.