Байгали Серкебаев («А-Студио»): «Никакие разговоры про татуировки или любовные дела в модных журналах не принесут успеха, если нет качественных треков»
О РОТАЦИИ ПЕСЕН НА РАДИО
–Это же так важно для реализации всех творческих планов. Несмотря на большое наступление Интернета, соцсетей и новых вещательных сервисов, радио остается основным информационным рупором, который всегда доходит до слушателя.
При этом у нас с радиостанциями идет извечная борьба. В прошлом году группе «А-Студио» исполнилось 25 лет, выпущено много хитов, наши песни знает наизусть уже третье поколение, бабушки и их внуки слушают нас. Несмотря на все это, каждый раз ты приходишь на радио, как начинающий молодой артист, ты начинаешь доказывать, что ты не верблюд. Как будто вчера ничего не было: ни «Fashion Girl», ни «Джулии», ни «Так же, как все». Вот и сейчас мы написали очень интересный трек с Игорем Крутым, который тоже приходится продавливать на радиостанции. Какой-то загадочный и замкнутый круг.
Видимо, дело касается каких-то материальных моментов. Но мы ведь ни разу не платили ни за одну ротацию, ни за один эфир, и не собираемся этого делать. Я считаю, что наши песни и без этого намного лучше многих тех, которые сейчас ставят в эфир. Не должно все упираться в какие-то корыстные цели программных директоров. Радио вообще должно взять на себя ответственность по воспитанию вкуса людей.
Я говорю не только о нашей музыке, а о том, что многие талантливые ребята не имеют шансов попасть на наши радиостанции. В этом плане нас сильно обгоняет Украина. Я недавно посмотрел их музыкальный телеканал. Там крутились очень модные и абсолютно свежие клипы. Российским артистам до такого далеко.
КАКИЕ АРГУМЕНТЫ НАХОДЯТ ПРОГРАММНЫЕ ДИРЕКТОРА РАДИОСТАНЦИЙ?
– Об этом можно целые книги писать. Самое модное их выражение, против которого вообще возразить нечего, – «неформат». Это выглядит еще смешнее, когда понимаешь, что у радиостанции, отказавшей нам таким образом, никакого формата толком и нет. Один раз мне очень смешно сказали что-то вроде: «Это не наши пассажиры». Еще одна радиостанция сказала: «Посмотрим, как этот трек пойдет на радио». А как он может пойти, если они его не берут? Опять же замкнутый круг.
А раньше в первую очередь говорили так: «Если бы у вас был клип, мы бы поставили». А если клип есть, они начинают двигаться дальше и придумывают другие причины. Ну и бывает обратная ситуация на телевидении. Приносишь им клип, а они говорят, что нужны ротации на радио. Вот так многие артисты и мучаются. Бывает, конечно, что у песни мощный потенциал, начинают звонить люди и заказывать ее на радио. Но они же все равно не могут заказывать, если не слышали ее.
О РОЛИ ИНТЕРНЕТА В РАСКРУТКЕ
– За ним будущее. Все эти соцсети, музыкальные порталы – это действительно выход из ситуации. Хотя я не могу сказать, что мы его используем в полную силу. Вот сейчас нам с этим помогает компания «Кушнир Продакшн». Я как раз хочу их попросить отчитаться об успехах после нашего интервью (смеется).
О ВАЖНЫХ ВЕХАХ 25-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ «А-СТУДИО»
– Самое важное было собраться вместе. Это было еще у Розы Рымбаевой в рамках проекта «Арай» в 83-м году. То есть, получается, мы вместе уже не 25 лет, а все 30. Мы, видимо, как девушка, уменьшили себе возраст. Однажды мы без Розы поехали на конкурс артистов эстрады, где стали лауреатами, поделили второе место с группой «Автограф». В жюри тогда были Лариса Долина, Анатолий Кролл. Этот успех дал нам понять, что мы готовы к самостоятельной деятельности. Через несколько лет, в 1987-м, мы сообщили Розе, что отправляемся в сольное плавание. Мы стали избавляться от инструментальной музыки, начали делать вокальные композиции и назвались «Алма-Ата».
Два года мы проработали в Казахстане, пока не встретили на гастролях Филиппа Киркорова, которому дали послушать песню «Джулия». Так про нас узнала Алла Пугачева, которая в 89-м году пригласила нас работать к себе в театр. Именно с этого момента мы начали называться «А-Студио».
Потом от нас ушел Батыр, который решил заняться сольной карьерой, и мы приняли в состав Полину Гриффис. Мы специально решили взять в состав девушку, потому что знали, что нас будут сравнивать с Батыром, а нам этого не хотелось. Кроме того, Полина очень хорошо знала танцевальную культуру, она жила в Нью-Йорке, и это помогло нашей музыке перейти от романтической лирики к зажигательным дэнс-ритмам.
Ну а приход в группу Кэти помог нам вернуться к нашим корням, к рок-музыке, которой мы увлекались до того, как начали заниматься фанком и джазом. Благодаря ее мощному голосу я понял, что могу сделать более жесткий гитарный саунд.
ТЯЖЕЛО ЛИ ПРОДЮСИРОВАТЬ СВОИ ПЛАСТИНКИ?
– Полностью нам все-таки не удается абстрагироваться. Во время работы над треком он начинает приедаться, ты просто его слишком хорошо знаешь. У нас есть свой метод избавления от этого ощущения. Мы его придумали с Еркешем Шакеевым, автором, написавшим для нас массу треков. Однажды, когда только попали в театр к Пугачевой, мы писали новые песни – «Белая река» и «Сезон дождей». Секрет был в том, что мы писали эти песни одновременно, переключаясь с одной на другую. Такой подход не дает нам слишком сильно увязнуть в одной композиции.
О ВЫСКАЗЫВАНИИ АНДРЕЯ РАЗИНА, ЧТО ТВОРЧЕСТВО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, А НА ПЕРВОМ МЕСТЕ СТОИТ ЛЕГЕНДА АРТИСТА
– Позволю себе не согласиться с таким легендарным продюсером. Я думаю, что если бы у «Ласкового мая» не было харизматичного исполнителя и музыки, которая абсолютно попала в струю, полностью соответствовала духу времени, то тогда никакая история не помогла бы. Для продвижения важна в первую очередь достойная песня и хороший продакшн. Никакие разговоры про татуировки или любовные дела в модных журналах тебе не принесут успеха, если нет качественных треков.
ПРОДОЛЖАЮТ ЛИ ПОЯВЛЯТЬСЯ «ФАЛЬШИВЫЕ ЗВЕЗДЫ»?
– К сожалению, продолжают. В этом роковую роль сыграло появление новых технологий. Они, с одной стороны, дали много возможностей талантливым музыкантам, но еще больше возможностей получили бездари, которые, сидя на кухне за лэптопом, могут что-то записать, а потом легко это подрезать, подклеить и подправить, тем самым обманув людей.
Другое дело, что, выйдя на сцену, такие артисты ничего не смогут сделать. А ведь сейчас появляется тенденция, согласно которой все артисты стремятся к живому звуку. Посмотрите на проект «Голос», там все было только вживую, даже оркестр был. Я знаю, что и премия «Муз-ТВ» сейчас будет полностью живой. И это правильно, ведь никто никогда не заменит энергетику живого исполнителя. Раньше ведь как было: призвания добивались только музыканты от Бога, которым это действительно было нужно. Запись на студии стоила гигантских, неподъемных денег. Сейчас же достаточно скачать на компьютер пиратские программы и музицировать дома. Слишком много появляется сорняков и мусора.
МОЖНО ЛИ ФИЛЬТРОВАТЬ ЭТОТ ПОТОК?
– Ну, это палка о двух концах. Раньше были худсоветы. Cидела кучка людей и решала, можно ли исполнять эту песню или нет. Мы сами через это проходили, и нас не принимали. Наши друзья из группы «Круиз», Стас Намин – все они проходили через страшные испытания худсоветом.
Сейчас этого нет. Зато вся эта ассенизаторская труба направлена напрямую в Интернет. Дети слушают ненормативную лексику. Задача теле- и радиокомпаний сейчас как раз в том, чтобы не допустить этого хотя бы на своих ресурсах. Но опять же встает проблема – что за люди будут это контролировать: у них должно быть безупречное чувство вкуса и стиля. Это должна быть не партия, не госдума, а специальный авторитетный худсовет из хороших музыкантов, а их у нас много.
ПОЧЕМУ МАССМЕДИА С ЗАВИДНЫМ ПОСТОЯНСТВОМ УХОДЯТ В МУЗЫКУ ПРОШЛОГО, НЕ ЗАМЕЧАЯ НОВЫХ ИМЕН?
– Думаю, поиск коммерческой выгоды, в том числе личной, здесь, конечно, присутствует. Радио- и телеканалы должны быть от этого освобождены. Однако я считаю, что все равно все сорняки отпадут, а в истории останется только настоящее. До сих пор же живут песни Юрия Антонова, несмотря на то, ставят их или нет.
О КОНТРАКТАХ
– Мы заключаем контракты с компаниями только на выпуск конкретного альбома, постоянных соглашений не имеем. Прежде всего нам важно, чтобы лейбл помогал нам с продвижением пластинки. На Западе, например, сейчас главная задача звукозаписывающих компаний именно в этом. Там артисты не встречаются с программными директорами, а нам все приходится делать самим.
Но, если честно, сейчас мы пишем новый альбом и даже пока не подозреваем, с кем и когда будем его выпускать. Мы вообще пришли к мнению, что не нужно часто выпускать пластинки. Достаточно раза два в год выпускать хорошие синглы. А диски больше нужны для презентаций, для того, чтобы был повод написать о группе, чтобы было что подарить. Продажи все равно сейчас находятся на очень низком уровне. Не знаю, правда, что там с iTunes получится. Насколько я знаю, у Земфиры там сейчас очень неплохие показатели.
ЧТО ПРИНОСИТ НАИБОЛЬШУЮ ВЫГОДУ?
– Сейчас это в основном концертная деятельность. Самая приятная, но менее рентабельная часть – это кассовые концерты. Мы очень дорожим подобными выступлениями перед обычной публикой. Это все-таки ценнее, чем выход на закрытых мероприятиях и вечеринках, которые устраивают олигархи. Только на концерте по билетам ты получаешь моральное и творческое удовлетворение. Потому что туда приходят только твои фанаты. Но денег это приносит совсем не так много, как корпоративы.
О КОНЦЕРТНОМ РЫНКЕ В РОССИИ
– У нас много артистов пытаются сделать шоу, но такого уровня, как на Западе, пока достичь никому не удается. Все-таки наша концертная индустрия совсем не так сильно развита. Но я должен сказать, что излишнее шоу иногда только отвлекает от концерта, поэтому многие музыканты продолжают выступать без дополнительных украшений. Я вот был на концерте Бритни Спирс. Там все прекрасно, очень красочно, но впечатление было таким, будто ее звукачи купили диск на вокзале и просто включили его. Не было ощущения, что музыка рождается именно в этот момент на сцене.
Вот поэтому многие рок-группы не пользуются всякими LED-экранами, а просто играют. Вы посмотрите на концерт Led Zeppelin! Я хоть и не фанат, но сидел ошарашенный после того, как увидел их последнее выступление. Наши, конечно, так не играют, хотя есть талантливые ребята.
О ЖЕЛАНИИ ПРОДЮСИРОВАТЬ МОЛОДЫХ АРТИСТОВ
– Желание есть, но времени вообще не хватает. Я в позапрошлом году был продюсером «Фабрики звезд». Мы собрали там группу The Jigits, повезли ее в Юрмалу, они там отлично выступили, заняли четвертое место. У меня сейчас руки чешутся, хочется им что-то сделать, но очень тяжело. Во-первых, они находятся в Алма-Ате, во-вторых, очень много времени уходит на «А-Студио».
О КАЗАХСТАНСКОМ ШОУ-БИЗНЕСЕ
– Из азиатских стран бывшего Союза именно Казахстан наиболее развитое государство. Это, конечно, не может не сказываться и на нашей индустрии. Именно поэтому там есть возможность приглашать музыкантов, устраивать хорошие концерты. Есть какое-то количество богатых людей, вкладывающих свои средства в привозы артистов. Поэтому русские исполнители туда охотно приезжают. Но речи о каком-то структурно оформившемся рынке не идет. Дело только в том, что есть люди, охотно спонсирующие шоу-бизнес.
(«Русский продюсер», июнь 2013)
Гарик Сукачёв осудил идею запрета иностранной музыки на российских платформах
Гарик Сукачёв крайне негативно отнёсся к инициативе запрета иностранной музыки на российских платформах. Певец заявил, что сам он является активным потребителем западной музыки, включая джаз, блюз, рок и классику.
- Идиоты и глупцы. Завтра могут Моцарта запретить. Ну, это не все депутаты, а только кучка идиотов. Их в любой профессии можно найти, - заявил Гарик Сукачёв в интервью изданию 360.
Не одобрил инициативу запрета и вокалист группы "7Б" Иван Демьян.
- Музыка должна нести мир, дружбу и созидание, - заявил он. - Как и спорт, музыка вне политики. И советую у этому подходить аккуратно и осторожно.
Как "ИнтерМедиа" сообщало ранее, инициатива запретить или ограничить распространение зарубежной музыки на российских платформах принадлежит депутату Госдумы от ЛДПР Андрею Луговому.
Глеб Самойлов отменил концерт из-за болезни
Отменен концерт Глеба Самойлова в Анапе с симфоническим оркестром, запланированный на 20 декабря 2024 года. Причиной стал приступ остеохондроза позвоночника у музыканта. Как сообщили представители Глеба Самойлова "Нашего радио", заболевание требует особого внимания и комплексного подхода. Сейчас певцу оказывается вся необходимая медицинская помощь.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее из-за протестов активистов был отменен концерт Глеба Самойлова в Екатеринбурге, назначенный на 4 января 2025 года.
Россияне хотели бы просыпаться от шума моря или уведомления о зачислении зарплаты
HiFi-стриминг «Звук» провел опрос об утренних привычках россиян. Исследование приурочено к запуску новогоднего адвент-календаря. В нем — подборка аудиокниг и подкастов, с которыми можно начинать каждый день с удовольствием и заряжаться праздничным настроением.
24% россиян хотели бы начинать день под шум моря, а 15% предпочли бы услышать с утра звук закипающего кофе или чайника на плите. 13% россиян хотели бы просыпаться от уведомления о зачислении зарплаты. Об этом говорят данные опроса. Более трети россиян (35%) признаются, что периодически «встают не с той ноги», но после пары чашек кофе «всё налаживается». Другие респонденты сталкиваются с этим крайне редко – только если проспят или не выспятся (25%). Еще 23% опрошенных назвали утро своим нелюбимым временем суток. Начинать каждый день с позитивным настроем удается только 17% россиян.
Сгладить тяжелое утро помогает любимая музыка – так отвечают 23% опрошенных. Одним (18%) важно выпить много кофе, чтобы взбодриться, а другим насладиться вкусным завтраком, чтобы «заесть плохое настроение» (17%). 11% респондентов придерживаются более радикального подхода и пытаются с утра пораньше найти виноватого в своем настроении, даже если понимают, что виноваты сами. А кому-то помогает настраиваться на продуктивность составление списка дел на день (9%). Чтобы улучшить состояние утром, россияне также пишут сообщения друзьям и близким (8%), делают зарядку (7%) или же снова засыпают (7%).
При этом 24% россиян признаются, что плейлист с любимыми «школьными» хитами может поднять их настроение с утра. Также в «бодрящий топ» попали рок-музыка (19%) и саундтреки из любимых фильмов (16%). Некоторым помогают зарядиться треки из вирусных видео (11%) и динамичная электронная музыка (10%). Остальные делают выбор в пользу песен из зарубежных чартов (9%), классических инструментальных композиций (7%) и фонк-версий популярных треков (4%).
Около 60% не могут выделить одну песню, которая отвечает за «магию утра». А треть респондентов признались, что считают себя меломанами: в их плейлистах много треков, которые помогают настроиться на позитивный лад. Однако, большинство заряжаются по утрам роком c Survivor и «Eye of the Tiger» (6%) или же включают зарубежных диджеев: например, Давида Гетту и Робина Шульца (4%). Около 2% любят, как царицы, начинать утро с песен Anna Asti.
При этом более 65% россиян также по утрам слушают подкасты. Люди предпочитают начинать день с чего-то легкого на фоне: хотят, чтобы ведущие болтали на отвлеченные темы (24%) или выбирают юмористический контент для поднятия настроения – 16%. Около 15% черпают утреннюю мотивацию, слушая интервью успешных людей. Также россияне включают научпоп-лекции (14%), обзоры на новые книги или сериалы (11%), и собираются под голоса ведущих ток-шоу (11%). Начинать день с утренней медитации предпочитают 9% опрошенных.
Больше половины (54%) респондентов также слушают аудиокниги с утра: 11% предпочитают детективы и триллеры, 10% – книги по психологии, «особенно, если настроение не очень хорошее». Книги об искусстве (8%), русская классика (8%) и фэнтези (7%) также звучат в квартирах россиян по утрам. Некоторые из них признаются, что книги по философии помогают «стоически справляться с плохим настроением» (2%).
Исследование проведено HiFi-стримингом «Звук» в ноябре 2024 года среди 1 300 респондентов из 16 регионов России методом онлайн-опроса. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа на вопросы.