Петр Налич - «Песни о любви и родине» ****
2013 Peternalich.ru
В детстве у меня было несколько пластинок с песенками и инсценировками. Они мне очень нравились, и в магазинных отделах грамзаписи я смотрел не на «Веселых ребят» и Тото Кутуньо, а на детские грампластинки. Иногда просил родителей купить какой-нибудь новый диск со сказочками и очень радовался, когда они приносили нечто подобное по собственной инициативе. Обрадовался я и при виде пластинки «Сказка о царе Салтане». Несмотря на довольно мрачное оформление конверта, с «царем Салтаном» у меня ассоциировалось что-то сказочное, пушкинское и, хоть и не без испытаний, но «хеппиэндное». Однако Салтан оказался не тот. Не пушкинский. Это была опера Н.Римского-Корсакова по произведению Александра Сергеевича. Вместо доброго голоса рассказчика из колонок полились густые и страшные оперные голоса; текст я слегка разбирал только благодаря знакомству с первоисточником. Однако ужас и разочарование, которые я испытал при первом прослушивании пластинки, оказались настолько велики, что я так никогда и не сумел стать поклонником оперного искусства. Инструментальная классика — другое дело, но сегодня речь не об этом.
Совершая этот автобиографический экскурс, я мысленно представляю себе среднестатистического поклонника творчества Петра Налича. Его верные фэны знают, что ассоциировать музыканта с шизовым гимном «Гитар» давно уже неправильно, однако по-прежнему верят в то, что без добрых улыбок прослушивание его работ не обойдется. Несмотря на углубленность Налича в эксперименты с оперным вокалом, его музыка остается средоточием позитива, черпаемого из разных источников — от ироничных текстов до радости простых мелодий и заимствований из балканских фольклорных и европейских классических традиций. Человек с хорошим голосом поет что-то непонятное, но прекрасное — как же не улыбаться?
Примерно такие же ожидания у среднестатистического поклонника Налича были от его сольного альбома «Песни о любви и родине». В этой работе солист отказался от тяжеловесной вывески «Музыкальный коллектив Петра Налича» и собрал на альбоме произведения, не вписывающиеся в рамки стилистики группы. Поэтому музыка была записана с симфоническим оркестром «Новая Россия», что также не предвещало подвоха: обещанное «скрипично-флейтовое» звучание не противоречило позитивной концепции. Но реальность в эти представления не вписалась совершенно.
Если вы еще не слушали «Песни о любви и родине», перечитайте первый абзац этого текста. Какой там «Гитар», какие «Веселые бабури»? Налич насочинял реальных оперных арий (из несуществующих, правда, опер), оркестровщик Сергей Гаврилов аранжировал их без намека на иронию, а оркестр под руководством дирижера Игоря Разумовского сыграл их с подчеркнутой ненавистью к любому «низкому» искусству. Это даже не кроссовер с его умением угодить «и нашим, и вашим». Это заявка на крупные классические формы, выраженные — по крайней мере, по хронометражу — в песенном виде. Неизвестно, как воспримет это вторжение «эстрадника» чопорная академическая общественность, но его привычная аудитория вряд ли будет бросать чепчики от восторга. Несколько номеров, однако, напоминают прежнего Налича как производителя красивых мелодий — «Barcarolla», «Fellows», «Princess», «Старый моряк». Но в целом тут помпезность за явным преимуществом выигрывает у изящества, и есть основания предполагать, что последующие эксперименты в этом направлении музыкант будет производить без участия зрителей.
Алексей Мажаев
Россияне хотели бы просыпаться от шума моря или уведомления о зачислении зарплаты
HiFi-стриминг «Звук» провел опрос об утренних привычках россиян. Исследование приурочено к запуску новогоднего адвент-календаря. В нем — подборка аудиокниг и подкастов, с которыми можно начинать каждый день с удовольствием и заряжаться праздничным настроением.
24% россиян хотели бы начинать день под шум моря, а 15% предпочли бы услышать с утра звук закипающего кофе или чайника на плите. 13% россиян хотели бы просыпаться от уведомления о зачислении зарплаты. Об этом говорят данные опроса. Более трети россиян (35%) признаются, что периодически «встают не с той ноги», но после пары чашек кофе «всё налаживается». Другие респонденты сталкиваются с этим крайне редко – только если проспят или не выспятся (25%). Еще 23% опрошенных назвали утро своим нелюбимым временем суток. Начинать каждый день с позитивным настроем удается только 17% россиян.
Сгладить тяжелое утро помогает любимая музыка – так отвечают 23% опрошенных. Одним (18%) важно выпить много кофе, чтобы взбодриться, а другим насладиться вкусным завтраком, чтобы «заесть плохое настроение» (17%). 11% респондентов придерживаются более радикального подхода и пытаются с утра пораньше найти виноватого в своем настроении, даже если понимают, что виноваты сами. А кому-то помогает настраиваться на продуктивность составление списка дел на день (9%). Чтобы улучшить состояние утром, россияне также пишут сообщения друзьям и близким (8%), делают зарядку (7%) или же снова засыпают (7%).
При этом 24% россиян признаются, что плейлист с любимыми «школьными» хитами может поднять их настроение с утра. Также в «бодрящий топ» попали рок-музыка (19%) и саундтреки из любимых фильмов (16%). Некоторым помогают зарядиться треки из вирусных видео (11%) и динамичная электронная музыка (10%). Остальные делают выбор в пользу песен из зарубежных чартов (9%), классических инструментальных композиций (7%) и фонк-версий популярных треков (4%).
Около 60% не могут выделить одну песню, которая отвечает за «магию утра». А треть респондентов признались, что считают себя меломанами: в их плейлистах много треков, которые помогают настроиться на позитивный лад. Однако, большинство заряжаются по утрам роком c Survivor и «Eye of the Tiger» (6%) или же включают зарубежных диджеев: например, Давида Гетту и Робина Шульца (4%). Около 2% любят, как царицы, начинать утро с песен Anna Asti.
При этом более 65% россиян также по утрам слушают подкасты. Люди предпочитают начинать день с чего-то легкого на фоне: хотят, чтобы ведущие болтали на отвлеченные темы (24%) или выбирают юмористический контент для поднятия настроения – 16%. Около 15% черпают утреннюю мотивацию, слушая интервью успешных людей. Также россияне включают научпоп-лекции (14%), обзоры на новые книги или сериалы (11%), и собираются под голоса ведущих ток-шоу (11%). Начинать день с утренней медитации предпочитают 9% опрошенных.
Больше половины (54%) респондентов также слушают аудиокниги с утра: 11% предпочитают детективы и триллеры, 10% – книги по психологии, «особенно, если настроение не очень хорошее». Книги об искусстве (8%), русская классика (8%) и фэнтези (7%) также звучат в квартирах россиян по утрам. Некоторые из них признаются, что книги по философии помогают «стоически справляться с плохим настроением» (2%).
Исследование проведено HiFi-стримингом «Звук» в ноябре 2024 года среди 1 300 респондентов из 16 регионов России методом онлайн-опроса. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа на вопросы.
Документальный фильм об Авичи покажут в последний день декабря
Трейлер документального фильма «Авичи: Я – Тим» (Avicii – I'm Tim) обнародовал 18 декабря 2024 года Netflix. Лента посвящена шведскому диджею и музыканту Тиму Берглингу, ставшему известным под псевдонимом Авичи и добровольно ушедшему из жизни в апреле 2028 году в возрасте 28 лет.
Закадровый голос в фильме принадлежит самому главному герою: он взят из большого интервью Авичи, которое он дал незадолго до смерти. Так что это будет фактически рассказ от первого лица, прослеживающий его путь от детства в Швеции до международной славы и смерти. В ленту вошли архивные кадры, а также интервью с родителями, друзьями и коллегами(в их числе, например, Дэвид Гетта и Крис Мартин). Режиссером выступил Хенрик Бурман, продюсером - Бьёрн Тьярнберг. Работа продолжалась около двух лет.
Премьера фильма состоялась в начале года на кинофестивале «Трайбека». На Netflix его покажут 31 декабря. В этот день видеосервис покажет также последнее выступление Авичи в клубе Ushuaïa на Ибице в августе 2016 года. После него артист объявил о прекращении гастрольной деятельности.
Кара Делевинь вжилась в образ Элтона Джона в клипе «Step Into Christmas»
Премьера новой версии клипа Элтона Джона «Step Into Christmas» состоялась 18 декабря 2024 года. В отличие от оригинального видео, вышедшего в 1973 году, главную роль в нем сыграл не Элтон, а актриса, модель и певица Кара Делевинь, которая его изображает. Она повторяет образ Джона (очки, одежда, прическа, гримасы), а также разные его действия из ролика: игру на фортепиано, танцы, засовывание в рот барабанных палочек и демонстрацию карту члена футбольного клуба «Уотфорд Хорнетс». В клипе также воссоздается атмосфера работы над видео, когда съемочная группа пытается подготовить площадку к приезду Элтона, беспокоясь о том, чтобы сделать ее «достаточно рождественской», что превращается в хаос, когда они охотятся за индейкой, не могут заказать оленя и схватываются с невменяемым фанатом, который врывается на съемочную площадку.
- Я видел Кару в Гластонбери прошлым летом, и мы говорили о том, как бы нам хотелось поработать вместе, если бы возникла правильная идея, - рассказал Элтон Джон. - С ней весело проводить время, у нас обоих довольно самоуничижительное чувство юмора. Когда кто-то предложил идею, чтобы она сыграла меня в риффе на клипе 1973 года «Step Into Christmas», я просто подумал, что это идеальная возможность. Слава богу, Кара думала так же, потому что получилось здорово.
- Элтон всегда был моим кумиром, сказать, что его музыка оказала на меня большое влияние, было бы преуменьшением, - признается Кара. - Сыграть его в этой реконструкции было мечтой, о которой я не знал, пока это не произошло. Честно говоря, я хотел бы каждый день притворяться Элтоном. Я надеюсь, что Элтон однажды ответит мне тем же и согласится сыграть меня в моем еще не разработанном, не написанном, не представленном или не профинансированном биографическом фильме. Держу кулачки.