Гарри Бардин: «В нашем деле трудно планировать - не гайки же точим»
ЧЕМ ЗАВЕРШИЛАСЬ ИСТОРИЯ СО ШТРАФОМ ОТ МИНКУЛЬТА
— Еще не завершилась. Штраф будет, вопрос в его размере. Картину я закончил. Надеюсь, в октябре передам все исходные материалы в Госфильмофонд. Что и зафиксирует момент окончания картины.
О НОВОМ ФИЛЬМЕ
— Двадцатиминутная картина «Три мелодии» действительно построена на трех мелодиях, объединенных только названием. А в принципе это совершенно самостоятельные философские притчи, которые я попытался изложить при помощи музыки: «Рондо Каприччиозо» Сен-Санса, «Элегии» Массне и «Лет май пипл го» Армстронга. Все они сняты в разных технологиях. Рождалось все долго, поскольку здесь присутствует эксперимент с материалами и фактурами.
О МИНИСТРЕ КУЛЬТУРЫ
- Когда я счел, что определенный результат достигнут, мы приступили к съемкам. Понадобилось чуть больше времени, чем планировалось. Не гайки же точим. В нашем деле трудно жестко планировать. Плюс ко всему наложилась еще и моя болезнь. К сожалению, я вынужден был остановить производство. Обо всем написал министру культуры в июле, когда подошел срок сдачи исходных материалов. Письмо осталось без ответа. Пошел к директору департамента кинематографии Вячеславу Тельнову, которого хорошо знаю. Он меня успокоил, сказал, что волноваться не стоит. А я в это время уже начал сбор денег, чтобы завершить картину, поскольку я еще и продюсер. Меня убедили прибегнуть к краудфандингу. Это, что называется, с миру по нитке. Нужно было собрать 2 миллиона 200 тысяч рублей. И пошел сбор, что меня очень обрадовало. Полтора миллиона собрали. Я сказал Тельнову, что собираю деньги на завершение производства, но никак не на штраф. На что он ответил: «Да кто вас оштрафует? Спокойно делайте свое дело».
И я, успокоенный Тельновым, ушел. Единственное, что он мне посоветовал, так это написать более подробное письмо министру, приложить к нему больничные листы, что я и сделал. Пробиться к Мединскому было невозможно. Его помощница сказала, что он уходит в отпуск, ему не до меня, вот вернется и все решит. Я поинтересовался: «А он меня знает?» На что получил ответ: «Вас каждый ребенок в России знает». Ребенок, может, и знает, а вот знает ли министр? Через неделю Мединский прибыл из отпуска. Больше всего в этой ситуации меня возмутила этика взаимоотношений начальника и режиссера. Мединский в два раза моложе меня. Когда он был еще никем, я уже был режиссером. Теперь он министр культуры. Он мог бы мне написать или — даже страшно подумать — позвонить, сказать, что так и так. Он не сделал ни того, ни другого. Какая-то девочка из Министерства культуры позвонила моему коммерческому директору и сообщила, что Мединский начертал на моем письме: на законных основаниях взыскать штраф. Все! Не мне, хотя писал-то я. Рассказал обо всем сыну. Он попросил разрешения написать об этом в фейсбуке. Конечно, я согласился, ведь мы же — клан. И все взорвалось. Не знают начальники наш народ. Его нельзя загонять в тупик. После публикации в социальной сети за сутки было собрано полмиллиона рублей.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ОТКЛИКНУЛИСЬ НА ПРИЗЫВ О СБОРЕ СРЕДСТВ
— Нескромно полагаю, что знают меня. Скажу еще более нескромную вещь — любят то, что я делаю. Оказалось, что есть люди, готовые подставить плечо. У меня были бонусы для акционеров, как называют тех, кто внес деньги: диски с моими фильмами, написанная мной книга с автографом, экскурсия на руководимую мной студию «Стайер».
КТО ПЕРЕВОДИЛ ДЕНЬГИ
— Были люди и из-за границы, из Германии. Акционерка, положившая 100 тысяч рублей, носит итальянскую фамилию. Так что я могу уже считаться иностранным агентом. Меня финансируют из-за рубежа. Я не знаю, кто все эти люди. Они молча, по-христиански, вложили свои средства.
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД АКЦИОНЕРАМИ
— Об этом лучше не думать. Конечно, я волнуюсь и должен показать акционерам фильм, когда он будет готов. Больше всего этого боюсь. Вдруг люди, лично заинтересованные в успехе, скажут: «И на эту хрень мы деньги давали?»
ПРОТЕСТУЕТ ЛИ ОН ПРОТИВ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ
— Всем правдолюбцам могу сказать, что я не протестую против штрафных санкций, — я против сложившейся формы взаимоотношений. Штраф я заплачу. Лучше ли я других? Наверное, в чем-то да. Я себе цену знаю, но не претендую на особость и не считаю, что законы России на меня не распространяются. Ситуация сложилась неприятная, но преодолимая. Но встает вопрос следующего фильма: пойду ли я в Министерство культуры, буду ли там искать деньги на новый проект — для меня вопрос. Думаю, что нет.
О ЗРИТЕЛЕ, КОТОРЫЙ ЛЮБИТ НЕЗАМЫСЛОВАТЫЕ ФИЛЬМЫ
— Но это не мой зритель. Мой не жует попкорн и умеет думать. Таких много. У меня есть тому подтверждение. В последнее время я много ездил по городам и весям. Бывал в провинции, как принято говорить. Хотя не люблю этого слова, потому что провинция — в мозгах, а не на территориях. В Ростове-на-Дону, Ханты-Мансийске, Сургуте выяснилось, что люди знают меня и мои фильмы. Удивительно для мультипликации, поскольку мы всегда остаемся за кадром.
О ПИРАТСТВЕ
— Я не поклонник пиратства, но если бы не было пиратов, то, наверное, мои фильмы, а они на федеральных каналах не показываются, никто бы и не увидел. Картины, сделанные мною 25–30 лет назад, скачивают в Интернете. Особенно популярно «Адажио», хотя и все три «Чучи» постоянно скачивают. Значит, я еще в тираж не вышел, раз интересен молодым. Не я — мои фильмы. Это радует.
О СЫНЕ
— Он неравнодушный человек, проявляет себя как гражданин, социально заточен, что редко случается в нашем киносообществе. Павел — молодец. Я им горжусь. Он — профессионал, доказал, что режиссер. В общем, воспитание — вещь относительная. Живи как должно, и с тебя будут брать пример или нет.
(«МК», 28.10.13)
Девочка ищет отца на концерте группы «Звери» в трейлере фильма «Всё, что тебя касается»
Первый трейлер фильма «Всё, что тебя касается» обнародовала 30 января 2025 года кинокомпания «Наше кино». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в музыкальном приключенческом ромкоме режиссера Александра Войтинского исполнили Маша Кошина (Лобанова), Виктор Хориняк, Зоя Бербер и Олег Чугунов, а также группа «Звери».
Главная героиня 17-летняя Маша (Кошина) никогда не видела отца и считала, что он ее бросил. Узнав из дневника матери Ирины (Бербер), что его зовут Павел Соколов и что они познакомились 18 лет назад на концерте группы «Звери», девочка решает найти папу. В VK Маша видит пост Павла (Хориняк) о выступлении группы и отправляется на концерт в московские «Лужники», чтобы узнать правду. На заправке она попадает под машину, за рулем которой оказывается молодой человек (Чугунов), взявший автомобиль «напрокат» у своего отца. Он решает отвезти Машу в Москву, и их ждет масса самых разных приключений на пути к главной цели.
«Всё, что тебя касается» является совместным проектом кинопрокатной компании «Наше кино», онлайн-кинотеатра Okko, НТВ и ГПМ РТВ. Съемки проходили в 2024 году в Москве и Подмосковье, а также прямо на живом стадионном концерте «Зверей» на БСА «Лужники», на котором собралось более 45 тысяч зрителей.
В российский прокат фильм выйдет 10 апреля.
Рецензия на фильм «Братья по нотам»: Музыка нас связала
Оценка: 7 из 10
Французская комедия «Братья по нотам» выходит в российский прокат 30 января 2025 года. Режиссёр: Эммануэль Курколь. В ролях: Бенжамен Лаверн, Пьер Лоттен, Сара Суко и другие.
Известному дирижёру Тибо (Бенжамен Лаверн) срочно требуется пересадка стволовых клеток, которые он надеется получить у своей сестры. Однако анализ крови показывает полную несовместимость: выясняется, что Тибо – приёмный, о чём он даже не догадывался уже почти сорок лет своей жизни. Зато герой узнаёт, что у него есть родной брат, с которым их разделили при рождении. Его зовут Джимми (Пьер Лоттен), и он – простой фабричный рабочий из провинции, в свободное время практикующий игру на тромбоне. Тибо решает навестить брата и попросить у него о помощи.
«Братьев по нотам» снял французский режиссёр Эммануэль Курколь. Его предыдущий фильм, «Триумф», выходил в российский прокат и в целом был тепло встречен публикой. Там рассказывалось про актёра-неудачника, который в качестве творческого вызова берётся за постановку пьесы по Беккету в тюрьме среди заключённых. Всё это основано на реальных событиях, случившихся в шведской тюрьме в 1970-х годах. Однако в своё время «Триумфу» не повезло. Картина была отобрана в программу Каннского кинофестиваля, премьера на котором могла запросто стать трамплином для международной славы режиссёра, но то был 2020-й год. Тогда из-за пандемии было принято решение фестиваль не проводить, и в итоге «Триумф» наградили лишь пометкой «выбор Каннского кинофестиваля», что особо картине в прокате не помогло. Тем не менее в конце 2020-го «Триумф» всё-таки был отмечен по заслугам: Европейская киноакадемия назвала тогда ленту «лучшей комедией года».
К счастью, справедливость восторжествовала, и с «Братьями по нотам» Эммануэль Курколь наконец-таки доехал до Канн, где показал свою картину во внеконкурсной программе. Сценарно «Братья по нотам» похожи на «Триумф», в этом плане Курколь не стал изобретать велосипед и продолжил делать то, что у него получается лучше всего. Это снова воодушевляющая и укрепляющая веру в людей история, стирающая грани между авторским и массовым кино, драмой и комедией. Режиссёр в целом остаётся верен себе и продолжает исследовать краеугольную для своего творчества тему столкновения двух миров.
Придя в кинематограф как актёр, Эммануэль Курколь не особо преуспел на этом поприще. Ему в основном доставались роли второго плана (возможно, поэтому в его режиссёрских работах второплановые персонажи так колоритно прописаны), но зато он хорошо сдружился с режиссёром Филиппом Лиоре и впоследствии стал писать для него сценарии. Одним из самых успешных подобных опытов стал сценарий к фильму «Добро пожаловать» (2009), за что Курколь получил свою первую номинацию на премию «Сезар». История там про иракского беженца, который через всю Европу добирается с родины в Англию, чтобы сыграть за любимый футбольный клуб. Он останавливается буквально в шаге от заветной мечты – на берегу Франции, где местные жители-ксенофобы герою совсем не рады. Тот сценарий Курколя строился как раз на конфликте двух мировоззрений.
В своём режиссёрском дебюте «Прекращение огня» (2016) Курколь углубился в драматический аспект этой темы. По сюжету французский солдат после ранения на войне отравляется в путешествие по Африке и знакомится с африканской культурой и традициями племенных народов. В «Триумфе» мы наблюдаем за столкновением мира высокой литературы, театра, интеллигенции и маргинально мира внутри тюрьмы. В «Братьях по нотам» буржуазия в лице Тибо сталкивается с рабочим классом в лице Джимми. Но, несмотря на то, что они из разных миров, герои находят взаимопонимание благодаря универсальному языку музыки.
Музыка в фильме играет большую роль, являясь, по сути, отдельным персонажем. Режиссёр старался показать музыкальные сцены живо и динамично. И если с непрофессиональным оркестром, с которым играет Джимми, цель было достичь легко, ибо герои вели себя непринуждённо, то съёмка в консерватории – это совсем другое. Чтобы избежать академичности, Эммануэлю Курколю пришлось делать акценты на мимике и жестикуляции, дабы зрителю не показалось, что он смотрит записанный на камеру концерт.
Город, в котором происходят события фильма, выбран неслучайно. Это Лаллен, он расположен на севере Франции и знаменит тем, что в нём какое-то феноменальное сосредоточение любительских оркестров. Серьёзно, это любимое хобби целого города. Например, в сцене с марширующим по улицам оркестром можно увидеть не профессиональных актёров, а жителей города, которые просто играют на любимом музыкальном инструменте. Этот любительский оркестр создатели фильма даже привезли на премьеру в Каннах, где они позировали на красной дорожке вместе с мировыми звёздами кино.
К слову о звёздах. В главных ролях здесь отличный актёрский тандем. Бенжамен Лаверн – довольно популярный комедийный актёр во Франции, у него до этого было три номинации на «Сезар», теперь вот появилась четвёртая. Если не углубляться во французский кинематограф, то Лаверна можно было увидеть, например, во «Французском вестнике» Уэса Андерсона. Его экранным братом стал Пьер Лоттен, один из любимых актёров Франсуа Озона (в его новом фильме «Что случилось осенью», который уже в российском прокате, Лоттен в главной роли тоже). При этом актёр уже 30 лет профессионально играет на фортепьяно, отчего самым сложным в работе над «Братьями по нотам» для него было притворяться, что он плохо играет на музыкальных инструментах. Лаверн, наоборот, много месяцев учился дирижировать, чтобы сыграть свои сцены без дублёра.
Буквально за пару дней до выхода в российский прокат «Братья по нотам» получили семь номинаций на премию «Сезар», включая за лучший сценарий и лучший фильм. Эммануэль Курколь наконец-то получил то признание, которое заслужил сразу после выхода «Триумфа». Но «Братья по нотам» вышли ещё более убедительной режиссёрской работой: это яркий пример мелодичного, эмоционального и по-хорошему зрительского хита в лучших традициях французского кинематографа.
Вадим Богданов, «ИнтерМедиа»
Джейк Джилленхол снимется в новом фильме М. Найта Шьямалана
Джейк Джилленхол собирается сыграть главную роль в предстоящем фильме М. Найта Шьямалана. Как сообщает Deadline, это будет романтический триллер с элементами мистики, основанный на оригинальной истории, совместно созданной Шьямаланом и всемирно известным писателем Николасом Спарксом, автором романов «Спеши любить» и «Дневник памяти». Шьямалан и Спаркс независимо друг от друга пишут сценарий и роман, соответственно, основанные на одной и той же оригинальной истории любви. Подробности сюжета, а также дата выхода книги и фильма пока не известны.