Александр Малинин - «Песни моей юности» ***
2013 United Music Group
Народный артист Российской Федерации Александр Малинин к своему 55-летию выпустил альбом «Песни моей юности». Фактически это альбом кавер-версий, который старается заиметь в своем арсенале любой уважающий себя артист. Юность Александра (тогда еще не Малинина) пришлась на 60-70-е годы и, судя по наполнению ретроспективной пластинки, проходила вдалеке от дворянских собраний, звона шпаг и шуршания эполет. Этим красивостям уже четверть века посвящено основное творчество Малинина, но в честь юбилея он решил повспоминать дворовую и, возможно, босоногую юность. Там все время пели дворовые песни («В Кейптаунском порту», «В гавань заходили корабли», «Колокола», «Девушка из Нагасаки»), иногда снисходили до советской эстрады («Я в весеннем лесу»), но чаще ударяли по блатняку («Таганка», «Поезд на Бердичев»).
Вот такой репертуар народный артист заготовил для юбилейного сборника. И это могло стать для него интересной творческой задачей. Вряд ли кто-то из его ядерного электората отвернулся от Малинина, если бы певец ненадолго сменил, так сказать, мундир на телогрейку и учинил бы что-нибудь максимально хулиганское и далекое от атмосферы «Балов Александра Малинина». Трек-лист позволял примерить самые разнообразные маски, артист ведь, как известно, обязан переодеваться, искать что-то новое или хотя бы хорошо забытое старое. Удалось ли ему удивить слушателя?
В общем, не особенно. Более того, и попыток-то не было. Воображаемую телогрейку юбиляр с порога отверг и, облачившись в привычные аксельбанты, запалив свечи и пригласив дам в изысканных бальных нарядах, заиграл для них... «Таганку». Инструменталисты и аранжировщики расстарались куда сильнее, создав для «Песен моей юности» вполне адекватное музыкальное сопровождение - в основном акустическое, но с правильной (для этого жанра) кабацко-нэпманской порочностью в гитарных интонациях. На этом фоне и Малинину бы тряхнуть давно отстриженной косичкой и замутить что-то пьяно-есенинское, может быть, даже с экзальтированными завываниями в самых интересных местах. Вместо этого - аккуратный лирический тенор красиво поет неожиданные песни, местами путая сиротские песни с романсами. Шаг вправо, шаг влево явно приравнивается у Малинина к самозакалыванию шпагой.
Бодрые и веселые песни вроде «В Кейптаунском порту», «В гавань заходили корабли», «Поезд на Бердичев» поются бодро, весело, но без искорки. А любую придуманную дворовую драму Малинин легким движением руки превращает в трагедию. «Чаек стон», «Иволга», «Таганка», «Девушка из Нагасаки» и «Я в осеннем лесу» звучат невероятно печальными романсами, а добавить фарсовой истошности исполнитель позволить себе не может. «Дымок» и «Голуби» немножко напоминают манеру Владимира Маркина с его сиротскими интонациями, но очень слышно, что Малинину нравятся не столько песни, сколько факт, что он их так красиво и правильно исполняет. В «Колоколах» же Александр старательно дистанцируется от распространенной маркинской версии и выжигает из номера малейшие зачатки иронии.
Максимум, что Малинин себе позволяет в этом смысле - спеть жестокий романс «Черная роза» на мотив «Поручика Голицына».
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.