Зара - «В тёмных глазах твоих» ***

2013 Первое музыкальное издательство
Про певицу Зару сложно сказать что-то определённое. Она была известной в Петербурге артисткой - а зачем-то пошла на «Фабрику звёзд», к выпускникам которой и спустя десять лет после эфиров относятся как к недоучкам и одновременно выскочкам. У неё имидж насквозь положительной девушки из хорошей семьи - а среди её мужей был и сын Валентины Матвиенко, о котором говорят разное. Зара часто выступает с кавер-версиями в разных телепередачах - но попробуйте вспомнить какую-нибудь песню из ее личного репертуара. Говорят, она неплохо поёт романсы - но чтобы петь романсы не перед любителями в камерных залах, а на огромных сценах, нужно быть Валерией или Александром Малининым.
Двойной альбом «В тёмных глазах твоих» отвечает на вопрос, кто такая Зара, вновь довольно неопределённо. Это, несомненно, профессиональная певица, которая может работать в разных жанрах - от романсов и советской эстрады до народных песен и поп-шлягеров. Но при этом она настолько растворяется во всём, что делает, что разглядеть в этих произведениях личность исполнительницы невероятно трудно. Из двух дюжин песен, представленных на диске, не найдется и трёх, о которых можно было бы сказать: о, это Зара, я её сразу узнал. Вместо этого - подражательство «народницам», подсмотренные по телевизору интонации при исполнении советских военных песен, правильно дозированные эмоции, точная работа на публику. Цепляет ли кого-то это актёрство средней руки? Несомненно. Достаточно ли этого для того, чтобы войти в историю хотя бы отечественной эстрадной музыки? Вряд ли: в историю попадают более выпуклые личности.
На двойной пластинке есть довольно интересные номера. Например, записанный в дуэте с Дмитрием Певцовым гибрид «Ах ты степь широкая» с армянской народной песней «Dle Yaman». В этих ориентальных этнических распевах Зару узнать совершенно невозможно - настолько ее привычно сдержанные кавер-версии отличаются от представленного здесь роскошного фолк-пения. Вот она, оказывается, как может! Но что толку, если эксперимент остаётся почти единственным (есть еще «Yerushala'im Shel Zahav»), и певица быстро возвращается в осторожные рамки советской эстрады. В «Зачем меня окликнул ты» Зара выступает в амплуа этакой «маленькой Людмилы Зыкиной», демонстрируя заодно умение петь в русской народной манере - но не превосходя никакие эталонные образцы этого жанра. В драматическо-«переживательных» вещах вроде «Мне грустно на тебя смотреть», «Я несла свою беду» и «Это просто война» певице не хватает то ли подлинных эмоций, то ли сильных вокальных красок: там, где надо бы заорать, Зара предпочитает дрожать голосом. Эта манера вполне адекватна, например, некоторым романсам и «Вальсу» Евгения Доги, но для трагических песен нужны более сильные выразительные средства.
В сборнике «В тёмных глазах твои» также есть песни, которые знают вообще все - поют за столом, используют как колыбельные для детей и т.д.: «Любовь и разлука», «Алёша». Перед таким материалом Зара откровенно капитулирует, не предлагая даже намека на какое-то собственное прочтение. Зато певицу можно поблагодарить за включение в сборник некоторых неочевидных вещей вроде «Барбары».
Алексей Мажаев, InterMedia