Десятка лучших альбомов 2013 года. Версия InterMedia
Автор рубрики "Рецензии" подводит итоги музыкального года.
1. Леонид Агутин - «Тайна склеенных страниц»
Кое-что он в этом году не успел, да: например, удивить публику очередной коллаборацией с какой-нибудь заслуженной величиной западной музыки. Но вместо этого он сделал нечто более существенное - записал (официальный релиз в начале декабря) новый альбом «Тайна склеенных страниц», который великолепно отвечает на вопрос, какой должна быть пластинка музыканта, только что отпраздновавшего существенный юбилей. Нет, она не должна быть сборником хитов - хотя хитов написано немало, их всегда можно послушать в других источниках. Лучше, чтобы альбом демонстрировал всё, за что мы полюбили этого музыканта - но на новом уровне, более мудром и качественном. «Тайна склеенных страниц» удовлетворяет этому требованию полностью: Леонид Агутин выступает здесь во всех своих излюбленных амплуа (лирика, философа, романтика, босоногого латино-боя, продолжить по вкусу), и практически в каждом жанровом сегменте умудряется показать нечто новое, которое старому и давно любимому ни в чем не уступает.
Песней «Пора домой» с ее фламенкообразной гитарой можно отвечать на вопрос, что это за жанр придумал Агутин, скрестив латиноамериканские ритмы с русскоязычным поп-роком. При том, что композиция совершенно агутинская по духу, музыкант сумел показать этот жанр в развитии. Объединившись с Томасом Невергрином, Агутин сделал знойный и легкомысленный летний хит «Ай-ай-ай», причем акцент Томаса изрядно добавляет песне колорита.
В треке «Африка» Агутин устремляет свой музыкантский интерес к ранее неизведанной им этнической культуре: впрочем, в подпевках там почему-то фигурирует «Никарагуа», так что его Африка по-прежнему сильно переплетена с Латинской Америкой. Зато в песне «Рио-де-Жанейро» форма и содержание полностью соответствуют названию.
На диске, как обычно, есть два дуэта с Анжеликой Варум: «Авторское кино» - просто красивая и неглупая песня, а вот «Твой голос» - образец пронзительной и драматичной лирики. Несколько впечатляющих медляков Леонид записал и без супруги: это «Мама-река» и «Время-вода» с великолепными припевами, уже хорошо известная «Что происходит?» и «Ты не уйдешь».
Агутин-лирик - это, конечно, совершенно не новость. А что скажете насчет Агутина-юмориста? Послушайте очень смешную и довольно неожиданную для артиста песню «Насекомова». Интересно Леонид обошелся и с заглавной песней, записанной в дуэте с Федором Добронравовым. Мелодия ее в оригинале была «Мельницами моего сердца» («Les moulins de mon couer») Мишеля Леграна, но Агутин славится вдумчивым подходом к кавер-версиям - не исключено, что теперь этот мотив будет ассоциироваться у масс вовсе не с Леграном.
2. Земфира - «Жить в твоей голове»
Только очень важная певица могла вызвать такое единодушие и такую степень любопытства к ее нежданной новинке. Диск в первый же день послушали более-менее все – и мало кто удержался либо от пространной рецензии, в которой «Жить в твоей голове» почему-то сравнивали с группой Queen, либо от ценного замечания в стиле «я лично считаю». Но все эти рецензии, да и вообще восприятие Земфиры в качестве «главной певицы страны» уже не имеют прямого отношения к личности артистки и даже к ее талантам. Новый альбом, ажиотаж вокруг него, обилие оценок – это не Земфира, это вопрос соответствия тому, чего мы от нее ожидаем. «Спасибо» обескураживал, потому что убедить себя в том, что именно этого мы хотим услышать от певицы, было крайне сложно. «Жить в твоей голове» показался куда более удачным, потому что позволял каждому засунуть Земфиру в придуманную для нее систему координат. Новый альбом, конечно, лучше предыдущего. Две ранее обнародованные песни почему-то выглядят на нем нелепо-чужеродными. В приоритете – тихие, личностные композиции, тексты которых наверняка заставят впечатлительных девушек полюбить «Зёму» пуще прежнего. Артистка не скрывает своей любви к музыке Radiohead, очень мило владеет вокальным аппаратом, и иногда выдает мощные с мелодической точки зрения фрагменты – припевы «Кофевино», «Горы» и «Кувырка», «Жить в твоей голове», «Чайка». Обращает на себя внимание также настоящий плач по покойнику «Похоронила» - но он известен по саундтреку к фильму про смерть «Последняя сказка Риты», в связи с чем звучит не так резко, как хотелось бы.
3. Гарик Сукачёв - «Внезапный будильник»
Фирменные сукачевские приемы никуда не девались. Отвязной цыганщине «Разбойничьей (Веревочки)» могли бы позавидовать и Кустурица с Бреговичем. «Гауди уходит» наверняка пополнит список самых буйных концертных номеров Гарика и «Неприкасаемых». А «Долго-долго» ставит в этом альбоме оптимистичный финал, неожиданно скрещивая еврейскую эстраду с альпийским йодлем. Есть еще отличная песня «Назад не повернуть», которую Сукачев решил сделать в стиле раннего Мадди Уотерса. Старик Мадди, возможно, удивился бы, что это его стиль, но в любом случае получился вкуснейший кантри-блюз - к тому же со смыслом: текст композиции повествует о том, что прошлое не вернуть, но музыка зримо доказывает, что и в зрелости есть свои преимущества.
Грустные песни у Гарика Ивановича тоже всегда получались отлично, а на этот раз светлой грустью он не обошелся - на диске есть настоящие рвущие душу песенные трагедии. Щемящая «Птица» посвящена Даниилу, погибшему сыну актера Дмитрия Певцова: композиция была сочинена за несколько минут и записана в тот же день - по словам Сукачева, важно было не расплескать это состояние. Плачущий Гарик поет здесь в сопровождении сдержанного детского хора - и от этих выразительных средств слушателя бросает как минимум в дрожь. Открывающая пластинку «Не было нас» написана вроде бы без повода, но через несколько дней после релиза «Неприкасаемые» потеряли очередного бойца: умер перкуссионист Александр Митрофанов. Настроение песни отлично рифмуется с этим горьким событием, тем более что Гарик по ходу трека меняет эмоциональное состояние - от философской грусти к громкому отчаянию и обратно.
Некоторое время - после «Мерседеса 666» - от Ивана Алексеева упорно ждали новых политических агиток и злободневных фельетонов. Многие были разочарованы, не дождавшись, а Нойз МС, похоже, сознательно брал паузу, чтобы вернуть себе право описывать то, что его волнует, а не только сиюминутные сюжеты. Любителей музыкальных фельетонов в конце концов удовлетворил Вася Обломов, и от Нойза они отстали. Васино творчество, к слову, тоже глубже и шире, чем кажется на первый взгляд. Что касается Ивана, то он в новом альбоме демонстрирует все свои привычные козыри - остроумие, наблюдательность, язвительность, вкус - и выкладывает новые.
Вот, например, пристрастие к семейным ценностям. Мало кто из рэперов способен начать альбом с шутливого диалога с сынишкой, а потом посвятить семье трогательную песню «Плюс минус ноль». «Все, что придумано, сделано и сказано мной, в масштабах этого мира плюс минус ноль», - говорит Нойз, но его всегда ждут дома Аня, Вася и Миша, и это греет гораздо сильнее, чем слава и успех. После такой композиции хип-хоп-сообщество, где принято меряться... отнюдь не домашним уютом, должно навсегда отторгнуть Нойза.
У него, впрочем, другие способы доказать свою крутизну. «Нету паспорта», произведение о бывшей знаменитости, ставшей бомжем, обзавелось очень сильным клипом . В треке «Настоящего» Нойз изящно отыгрывает старый панковский мем про «No Future»: у него в тексте и будущее манит, и с прошлым все в порядке, а настоящего - нет. А фразочки вроде «Хороший писсуар после смерти попадает в женский туалет» и сами метят в мемы. Фирменным мрачным юмором Ивана наполнены также «Влиятельные покровители», «Безмозглая музыка», «Капитан Америка (не берет трубу)» и «Чебуречная» (про человечную человечину; мимоходом сообщается, что «те, кто должен сидеть, сидят в удобных креслах, те, кто должен их сажать, в доле, естественно»).
Одно из сильнейших высказываний на пластинке - композиция «Не надо было», в которой Нойз фантазирует на тему ненаписанной песни про ислам и всяких неприятных последствий: попутно достается ни в чем не повинным (в данном случае) Путину и «лукойловцу» Баркову. Псевдорелигиозная тематика вообще стала коньком Алексеева на этом альбоме: есть еще трек «Гой еси», в которой лирический герой выступает создателем тоталитарной секты, проповедующей единственную заповедь «не беси».
5. «Анимация» - «Продано не всё»
В начале лета в эфире «Вечернего Урганта» показали группу «Анимация» с песней «Родина». Люди вполне непрезентабельного вида пели вот какие слова: «Я люблю свою родину вроде бы, я полжизни рабом на заводе был и штаны носил прямо на скелет, а теперь меня это не торкает». Пели настолько отчаянно, будто у них в Чистополе остановилось время, на дворе опять 1989-й, и никому еще в голову не приходит смеяться над штампами русского рока. Впечатление было странное: «Анимация» казалась неуместной не только в гламурных декорациях Первого канала, но и вообще в нашем времени. Как одичавшие партизаны, которым забыли сказать, что война закончилась и эшелоны под откос можно уже не пускать.
Потом вышел и альбом «Продано не всё» - кстати, вовсе не первый в дискографии группы. Navigator подтвердил свою репутацию самой жалостливой рекорд-компании, порой выпускающей альбомы ради идеи, а не коммерции для. Внушительный логотип «Нашего радио» на задней обложке как бы сообщал о том, что и главная русскороковая радиостанция оценила эти постмодернистские игры и разбавила заученные хиты жанра новейшими стилизациями от «Анимации», которая с невероятной самоотдачей может в одиночку работать за «Сплин», «ДДТ», «Знаки», «Люмен» и «ЧайФ» впридачу. И что самое ценное, не в качестве ухмыляющихся пародистов, а от чистого сердца: редкий вид, надо брать.
Рецензент ваш, включив альбом, сначала тоже ухмылялся и остроумничал, а потом перестал: проняло. Да, грубовато местами сработано, да, в лоб, да, вторично - но до чего же искренне. Можно считать «Анимацию» наивным искусством, но шутить над ней не нужно: если многократно похороненный русский рок вдруг восстанет из пепла, то это произойдет благодаря вот таким простым чувакам, который не думают о трендах, а фигачат, как чувствуют.
6. «Старый приятель» - «Паринама»
«Старый приятель», который много лет ассоциировался с немного вялой инфантильностью, в чьем софт-роке софта было гораздо больше, чем рока, ощутимо повзрослел, демонстрируя на новом диске способность быть разным, неожиданные хиты и небывалую уверенность в себе. При этом и фирменный мелодизм сохранился, а позитивный настрой стал более осознанным.
Песня «Так проще» черпает вдохновение не только в ранних «битлах», но и в философских произведениях текстового русского рока. Кроме яркого припева, Зарецкий создал не менее запоминающиеся куплеты, а то, что от старого «Старого приятеля» здесь не осталось практически ничего, можно расценивать как важную победу группы. Похоже, именно по этой песне в альбоме проходит водораздел между ностальгическим поп-роком и «необратимыми изменениями». И после нее «Паринаму» становится невозможно использовать в качестве ненавязчивого фона - альбом начинает заставлять вслушиваться в себя.
«Как хорошо родиться глупым» - утверждают музыканты в композиции «Глупец», в которой как бы прощаются со своим наивным прошлым. В треке «Выпал снег» «Старый приятель» «сводит счеты» с музыкой: строчка «сегодня ты держишь меня на плаву в этом мире» смыслом и сложным размером напоминает о песне Юрия Наумова «Музыка - друг мой единственный». «Перламутровая степь» отличается красивым припевом, «Часто звонишь по ночам» - той самой уверенностью в себе, которой раньше музыке группы не хватало. В «Против ветра» команда замахивается на арт-роковую балладу - и легко берет эту высоту. В «Воспитании» «Старый приятель» доказывает, что теперь способен без ущерба для слушателя справиться с самыми непростыми аранжировками. А финальным треком пластинки стал почти рэпкоровый «Кислород», где Александр Зарецкий впервые высказался на социально-политические темы. Впрочем, в этой новой для себя области «Старый приятель» пока выглядит не очень убедительно, хотя и вновь удивляет неожиданно проявившейся всеядностью.
7. Анжелика Варум - «Сумасшедшая»
На сей раз певица решила строго соблюсти все положенные пиар-ритуалы — сняла клип, раздала несколько (по ее меркам много) интервью, всячески подчеркивая важность для нее этой пластинки. Для привлечения аудитории (возможно, слегка разбежавшейся за последнее время) в трек-лист включены, например, «Зимняя вишня» и «Стоп, любопытство» в новых аранжировках. Впрочем, кого мы обманываем? Слушатель купит этот диск не для того, чтобы искать отличия от оригинальных версий — а чтобы вновь насладиться давно любимыми мелодиями. Таким образом, в успехе альбома можно не сомневаться.
Но все же мне видится, что пластинка немножко не про это. Аудитория, конечно, получит то, что хочет. Не исключено также, что «молодежно» звучащие новинки негаданно добавит певице юных поклонников. Но не это главное. Анжелика Варум сделала «Сумасшедшую» прежде всего для себя, поработав с таким материалом, которого от нее никто не ждал, просто потому, что ей как музыканту это было интересно. В некоторых песнях (например, в заглавной и в «Оглянись») ее невозможно узнать, что плохо для маркетинга, но хорошо для музыки. Аранжировка «Где ты» не имеет ничего общего с нашими поп-стандартами, фанк-обработка «Тут и там» открывает очередную грань таланта Анжелики, а количество энергичных и ритмичных композиций позволяет Варум продемонстрировать завидную вокальную форму и заодно разрушить остатки своего инфантильного имиджа.
Только вот для кого все это? Да хотя бы для себя. И для тех, кто понимает.
Белорусскоязычный сборник оказался просто подборкой песен объединенных по единственному признаку. В трек-листе есть много замечательных произведений, но хотелось чего-то более сногсшибательного. Хотя, может быть, я просто придираюсь, и для какой-нибудь менее известной группы альбом такого качества мог бы считаться мегапрорывом.
У «Ляписа» же получилось очень неровно. «Belarus Freedom» действительно пробирает до печенок, но, если хочется подкрепить ее убийственный припев другими сильными впечатлениями, лучше послушать эту песню несколько раз подряд - соседки до ее уровня не дотягивают. Все-таки «Не быць скотам» кажется слегка искусственной для начала XXI века, а «Рамонкi» и «Зорачкi» выглядят приветами из ранней бесконфликтности «Ляписа Трубецкого». Хороши «Нафта» и «Грай», но тут мешает пресловутый языковой барьер: остается только догадываться, чему на самом деле посвящены эти тревожные песни.
Интересно звучит на белорусском языке ню-метал - точнее, его «ляписовское» переложение. В лице «Маеш яйцы» поклонники могут получить новый концертный боевик, а «Панас» заодно знакомит слушателей с белорусской этно-музыкой, а также с местными ругательствами (на русские шибко похожими).
«Земля» лишний раз доказывает, что никакие внешние раздражители Вакарчука не раздражают. Недавно он выпустил сольный альбом в экспериментальном составе, но вернулся к основному проекту, будто и не было никакого перерыва. Ближе к концу записи «Земли» «Океан Эльзы» покинул гитарист Петр Чернявский, и это тоже ни на что не повлияло – только в составе теперь имеются два серба. Первое впечатление от пластинки – здорово, но как-то чересчур предсказуемо и ровно. Однако пары прослушиваний хватает для того, чтобы мелодии с «Земли» сами по себе начали в причудливом порядке звучать в голове. И ты понимаешь, что у Вакарчука в арсенале вновь оказалась пара-тройка обезоруживающих ходов и удушающих зрителя в объятиях приемов. Особенно в припевах.
«З нею» начинается с каких-то этнических попевок, переходящих в довольно тревожное полотно. Но в целом Святослав настроен вполне благодушно, и даже песня «Незалежнiсть» с красивым протяжным припевом повествует вовсе не о Майдане и западенцах, а о границах личного пространства в отношениях с партнером. «Стiна» и «Стрiляй» - традиционные «океановские» хиты с мощными гитарными и клавишными партиями, а «Бодегiта» рифмуется с «мохито» и далеко заходит за грань расслабленности – в том числе и благодаря таперским способностям Милоша Елича. «Rendez-Vouz» радует совершенно счастливым припевом, уровня беззаботности которого очень редко достигают даже попсовые исполнители.
Великолепна композиция «Обiйми» - здесь Вакарчук при помощи акустической гитары сооружает нечто «энигмаобразное», и украинский язык приносит им в этом случае уйму дополнительных вистов. Очень хороша «На небi», причем ни группу, ни ее поклонников не смущает, что на одном из ранних альбомов Святослав там уже «був». В «Пори року» солист демонстрирует актерский талант, а заодно и уважительное отношение к советской эстраде. Тенденцию продолжил и финальный романс «Коли навколо нi душi», напомнившая «Не отрекаются любя» и ставшая настоящим бенефисом клавишника Милоша.
10. Вася Обломов - «Ломки Васи Обломова»
Его позвали в проект «Господин хороший», выходивший в первой половине 2013 года на телеканале «Дождь». По жанру это было политическое итоговое ток-шоу, не стесняющееся в выражениях и преподносящее часть тем посредством поэтических и музыкальных номеров. Над программой работали такие мастера политической сатиры, как Дмитрий Быков и Андрей «Орлуша» Орлов, а Васю пригласили вести еженедельную рубрику «Ломки»: та же политсатира, но в песенной форме. Вместо пространных размышлений о судьбе Родины Обломову пришлось к дедлайну сочинять емкие песни-фельетоны - и он прекрасно с этим справился. Пантеон поэтов-«политиков» по праву пополнился его фигурой (и как тут не обратить внимание на бешеную востребованность жанра в условиях отсутствия реальной политики на государственнических каналах).
Вася Обломов даже в рамках вроде бы сиюминутного проекта не обошелся без «песни о главном». Она называется «Пятиминутка ненависти», написана по следам зверского убийства гея в Волгограде, но повествует об извечной российской легкости скатывания в зверство: «Алый рубец над кремлевскими стенами, бьется народ в справедливом экстазе, светит звезда под названием «ненависть», станет Россия свободной от грязи, когда мы убьем извращенцев, злодеев, всех алкоголиков и всех наркоманов, всех трансвеститов, евреев и геев, всех проституток, бомжей, лесбиянок... Зарежем, ударим и вырвем глаза. Кто будет против? Все будут за». На этом Вася не останавливается и продолжает «подбрасывать»: «Всех иноверцев, туристов и чурок, владельцев машин и владельцев собак, всех, кто с балкона бросает окурок, всех больно умных и всех, кто дурак, служителей церкви, Госдуму, полицию, хипстеров, пенсионеров, врачей, всех толерантных и всю оппозицию, всех иностранцев и всех москвичей». Вы скажете, автор утрирует? Почитайте какие-нибудь форумы - там глас народа куда более кровожаден, чем фантазии Васи Обломова. И недаром в аранжировке песни важное место занимают удары колокола. Интересно, он звонит по врачам или по москвичам?
Алексей Мажаев, InterMedia
Группа Dabro сняла клип про любовь, трамвай и поэзию
Премьера клипа «Давай навсегда» группы Dabro состоялась 22 ноября 2024 года. Видео рассказывает историю юноши и девушки, случайно оказавшихся в одном трамвае. Молодой человек забывает в транспорте блокнот со стихами и всё время после этой встречи думает о незнакомке. А девушка забирает потерянный блокнот, читает стихи и проникается симпатией к автору. В счастливом финале молодые люди снова садятся в один трамвай, наконец-то знакомятся и больше уже не разлучаются.
Сингл «Давай навсегда» группы Dabro выпустила в конце октября. 25 ноября они планируют представить ремикс на нее от дуэта диджеев Colett & S-Nike.
Шторм в Москве совпал с премьерой Димы Билана
Дима Билан представил 22 ноября 2024 года песню «Горький дождь» на стихи Михаила Гуцериева и музыку Сергея Ревтова. Цитата из композиции стала практически пророческой перед прошедшим ливнем со шквалистым ветром в Москве: «Это главный и последний дождь уходящего года».
- Это очень большое произведение, которое мечтает исполнить любой артист. Поэт Михаил Гуцериев выступает здесь тонким наблюдателем и исследователем творческих душ, – поясняет Дима Билан. – Отрадно, что появилась ещё одна форма высказывания, которая может подчеркнуть именно внутренний мир музыканта, артиста в большом понимании слова, человека искусства, творческого создателя через невероятно трепетную лирику и чувственную музыку, созданную композитором Сергеем Ревтовым. Давно я не слышал таких глубоких переживаний, такого сдержанного гимна души, от которого подступает скупая слеза. Это главный и последний дождь уходящего года.
Робби Уильямс написал новую песню для своего байопика
Премьера сингла Робби Уильямса «Forbidden Road» состоялась 22 ноября 2024 года. Это совершенно новая композиция, авторами которой являются Уильямс, Фредди Векслер и Саша Скарбек, из саундтрека фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса». Лирик-видео на песню состоит из фрагментов байопика.
«ИнтерМедиа» напоминает, что картина режиссера Майкла Грэйса откровенно расскажет о жизни британского музыканта: от детства и участия в группе Take That до успешной сольной карьеры и тех личных проблем, которые сопутствовали его популярности.
Главную роль в фильме сыграл Джонно Дэвис, но он предстает не в человеческом обличие, а в виде шимпанзе. В остальных ролях появятся Дэймон Херриман, Элисон Стэдмен, Стив Пембертон, Кейт Малвэйни, Рашель Банно и другие, включая и самого Робби Уильямса.
В российский прокат «Быть лучше: История Робби Уильямса» выйдет 26 декабря.