Дмитрий Юровский: «Доказывать свою правоту нужно честной работой»
Симфонический оркестр «Русская филармония» 17 января 2014 года открыл Год культуры в Подмосковье, а 21 января дебютирует в Королевском фестивальном зале Лондона (Royal Festival Hall). В преддверии выступлений корреспондент InterMedia Анна Ефанова встретилась с главным дирижером оркестра Дмитрием Юровским, чтобы поговорить о правильном дирижировании и работе в главных российских театрах — Большом и Мариинском.
— Какие требования вы предъявляете к себе на репетициях и концертах?
- Я требую от себя того, что требовал от дирижеров в оркестре, где играл десять лет. Прежде всего, конкретики — не уходить в тяжелые философские дебри. Ты можешь так разговаривать сам с собой, дома. Когда же встаешь за дирижерский пульт, должен иметь свое ощущение произведения. Не нужно себя ставить выше музыкантов и композитора, который умер. Все то хорошее, что он сделал, надо исполнить, как можно точнее. Не говорить точно по партитуре, где играть громко и тихо. А показать руками то, что ты хочешь услышать и как достичь этого звучания: музыканты обычно ценят простоту.
Также важна эффективность дирижера — над одним и тем же произведением можно работать две и 30 репетиций с одинаковым успехом. Важно не терять время - знать, над чем нужно помучиться, а что само получится. От этого зависит, сколько времени ты потеряешь и сможешь ли увидеть то важное, что способно потом тебя выдать на концерте. Ты должен правильно распределить время и по возможности не терять его зря.
— Дирижер должен быть психологом?
- Да. Ему нужно найти определенный ключ в общении с музыкантами, чтобы удалось абсолютно все в работе. Когда перед тобой в оркестре сидит много народу со своими проблемами — их надо увлечь за собой, а не руководить ими. Причем, это не нужно делать криком, взрывными тираническими акциями и прочим. Доказывать свою правоту нужно честной работой. Люди, в принципе, ценят то, как ты занимаешься своим делом. Я не знаю ни одного музыканта, который бы хотел, чтобы концерт прошел плохо.
— Вам удается достичь всего перечисленного?
- Да, бывает. Часто не получается потому, что я встаю за дирижерский пульт 40–50 оркестров в год. Разные страны, языки - абсолютно разные культуры. Музыка всех объединяет, но ощущения различны. Если ты будешь со всеми одинаково работать, то контакта в общении с людьми у тебя не будет. А тогда зачем мы вообще дирижируем? Наша жизнь непроста и не надо ее усложнять лишний раз.
— Какой подход нужен к оркестру «Русская филармония»?
- Сдерживающий во всем - у нас невероятно эмоциональные музыканты. Сон, которого мне порой не хватает до неприличия, всегда забывается во время репетиций, проходящих на высоком подъеме. Мы репетируем даже в те моменты, когда ни у кого не остается сил.
— Вы бы хотели с ним работать чаще?
- Да. С любым оркестром нужно проводить так много времени, сколько это вообще возможно. Но я знаю, что в тот момент, когда даже самый лучший дирижер примелькался, люди устают — им нужна смена. Так нам удается избежать рутины. И в этом плане, хорошо, что обоим приходится скучать.
- Вам никогда не хотелось встать за дирижерский пульт оркестра Большого театра?
- Хотелось, конечно — в годы, когда он находился на реконструкции. У меня был идеализированный подход к старой сцене и я все ждал, когда же они, наконец, откроются и смогут меня пригласить.
— Теперь историческая сцена Большого функционирует исправно.
- Да, но мне стало труднее распоряжаться свободным временем. На Западе концертно-театральные планы строятся сильно заранее. Кроме того, просто дирижировать спектаклями — совсем не то, что нужно. Я все-таки считаю, что любую постановку надо заранее приготовить. Театр не должен превратиться в фабрику. А, когда ты выпускаешь сразу слишком много продукции, то качество теряется. И это неизбежный процесс.
— Многие обсуждают, кто станет главным дирижером Большого театра.
- По-моему перебрали абсолютно всех тех, кто имеет русскоязычную фамилию, жив и в состоянии держать в руках дирижерскую палочку.
— Вы бы заняли этот пост, если бы вам предложили?
- Мне трудно ответить гипотетически, потому что меня никто об этом никогда не спрашивал. Я не имею привычки давать оценку ситуации, которой как таковой нет. Со мной никто из руководства театра на эту тему не говорил.
— А если заговорят?
- Тогда будет о чем и нам поговорить. Пока я об этом даже не думаю.
— Вы бы согласились дирижировать в Мариинке?
- Там давно не стоит вопрос главного дирижера и приглашенных тоже. Я посетил там всего несколько спектаклей и мне трудно сказать, дал бы я свое согласие или нет.
— Почему?
- У меня не сложилось единого ощущения. В некоторых случаях было сложно поверить, что слушаю одних исполнителей и оркестры. Мне кажется, что в целом там уровень выше. А, в частностях - неровен, и поэтому его непросто воспринять.
Группа Dabro сняла клип про любовь, трамвай и поэзию
Премьера клипа «Давай навсегда» группы Dabro состоялась 22 ноября 2024 года. Видео рассказывает историю юноши и девушки, случайно оказавшихся в одном трамвае. Молодой человек забывает в транспорте блокнот со стихами и всё время после этой встречи думает о незнакомке. А девушка забирает потерянный блокнот, читает стихи и проникается симпатией к автору. В счастливом финале молодые люди снова садятся в один трамвай, наконец-то знакомятся и больше уже не разлучаются.
Сингл «Давай навсегда» группы Dabro выпустила в конце октября. 25 ноября они планируют представить ремикс на нее от дуэта диджеев Colett & S-Nike.
Шторм в Москве совпал с премьерой Димы Билана
Дима Билан представил 22 ноября 2024 года песню «Горький дождь» на стихи Михаила Гуцериева и музыку Сергея Ревтова. Цитата из композиции стала практически пророческой перед прошедшим ливнем со шквалистым ветром в Москве: «Это главный и последний дождь уходящего года».
- Это очень большое произведение, которое мечтает исполнить любой артист. Поэт Михаил Гуцериев выступает здесь тонким наблюдателем и исследователем творческих душ, – поясняет Дима Билан. – Отрадно, что появилась ещё одна форма высказывания, которая может подчеркнуть именно внутренний мир музыканта, артиста в большом понимании слова, человека искусства, творческого создателя через невероятно трепетную лирику и чувственную музыку, созданную композитором Сергеем Ревтовым. Давно я не слышал таких глубоких переживаний, такого сдержанного гимна души, от которого подступает скупая слеза. Это главный и последний дождь уходящего года.
Робби Уильямс написал новую песню для своего байопика
Премьера сингла Робби Уильямса «Forbidden Road» состоялась 22 ноября 2024 года. Это совершенно новая композиция, авторами которой являются Уильямс, Фредди Векслер и Саша Скарбек, из саундтрека фильма «Быть лучше: История Робби Уильямса». Лирик-видео на песню состоит из фрагментов байопика.
«ИнтерМедиа» напоминает, что картина режиссера Майкла Грэйса откровенно расскажет о жизни британского музыканта: от детства и участия в группе Take That до успешной сольной карьеры и тех личных проблем, которые сопутствовали его популярности.
Главную роль в фильме сыграл Джонно Дэвис, но он предстает не в человеческом обличие, а в виде шимпанзе. В остальных ролях появятся Дэймон Херриман, Элисон Стэдмен, Стив Пембертон, Кейт Малвэйни, Рашель Банно и другие, включая и самого Робби Уильямса.
В российский прокат «Быть лучше: История Робби Уильямса» выйдет 26 декабря.